Двое приближенных бывшего диктатора повешены, другие преступления против человечности не осуждены. Попытка объяснения
Вслед за Саддамом Хусейном в обстановке строжайшей секретности иракскими властями были повешены Барзан ат-Тикрити и Авад аль-Бандар. Барзан, сводный брат диктатора и бывший глава секретных служб к тому же оказался обезглавлен. Оба казненных, как и Хусейн, были приговорены к смертной казни за "преступления против человечности". Их тела были доставлены в Тикрит и похоронены рядом с могилой бывшего президента. Властями была сделана видеозапись двойной казни, показанная только нескольким журналистам.
Компрометирующее прошлое
Хотя в большинстве западных стран все чаще слышны протесты против смертной казни, в отношении судебных процессов по делу бывшего правителя Ирака и его приближенных царит неразбериха. Ставятся вопросы. Почему Саддам Хусейн и двое других обвиняемых были казнены, хотя процесс по их делу еще не завершен? Что спровоцировало такую поспешную казнь? Но, прежде всего, не было ли это сделано с целью скрыть прошлое, чтобы избежать огласки связи между Саддамом и Западом?
Нельзя не отметить, что Высший иракский трибунал и его судьи назначались под строгим контролем США, и их полномочия были ограничены. Трибунал, например, не может предъявлять обвинение или даже привлекать к суду иностранные государства, такие как... Соединенные Штаты. Не надо забывать, что многие западные страны поддерживали хорошие отношения с баасистским режимом, в их числе Франция и Великобритания.
Раад Джидда, багдадский профессор конституционного права и бывший член партии "Баас" объясняет процессуальные нарушения навязчивым стремлением США не допустить разглашения некоторых "дел". "В ходе процесса ни разу не были упомянуты вопросы отношений Саддама с западными странами, потому что это не в интересах американцев. А этот трибунал полностью контролируется оккупантами. К тому же именно американцы держали Саддама Хусейна в тюрьме. Не иракцы", - заключает Раад Джидда.
По мнению профессора, два особенно щекотливых дела, о которых американцы хотели бы умолчать, - это отравление газом мирного курдского населения в Халабье в 1988 году и массовые расправы над шиитами, восставшими против баасистского режима в 1991 году. Западные страны косвенно способствовали этим преступлениям, продавая оружие массового уничтожения Ираку, в частности химическое оружие, использованное против курдов в Халабье. Шиитское восстание, "интифада", было спровоцировано обращением Джорджа Буша-старшего, распространенным по радио и на листовках. Именно после этого обращения начался бунт среди шиитов, а затем (15 февраля 1991 года) и среди курдов.
В данном политическом контексте можно найти предположительный ответ на вопрос, почему Саддам и его приближенные были казнены столь поспешно. Досье, связанные с причастностью западных держав к преступлениям баасистского режима, до сих пор засекречены. Так же считает и адвокат Жак Вержес, один из кандидатов в защитники Саддама Хусейна. В одном из интервью он объяснил, что процесс над бывшим правителем незаконен. "Я думаю, что речь идет о несправедливой войне, и процесс Саддама Хусейна проходит под давлением, чтобы скрыть ответственность Соединенных Штатов и Великобритании за ситуацию в Ираке. Если проводить настоящий процесс, на скамье подсудимых должны быть Дональд Рамсфельд и другие", - заявил адвокат.
Раскол среди иракцев
Далекое от политической и юридической сферы иракское общество также расколото в вопросе об отношении к данному судебному процессу. Курды, чувствующие себя ущемленными из-за того, что Саддама Хусейна не осудили за Аль-Анфаль и Халабью, желают дальнейшего продолжения процесса. "Мой отец был убит службами безопасности старого режима. Я бы хотел, чтобы это официально признали, а виновные были наказаны, живые или мертвые", - возмущается молодой курд из Эрбиля, столицы Иракского Курдистана.
Шиитская община в большинстве своем удовлетворена судьбой бывшего правителя. Что касается суннитов, тоже пострадавших от режима, они не смогли принять тот факт, что Саддам был казнен в день Ид аль-адхи, праздника жертвоприношения. По убеждению многих, в том числе и Джорджа Буша, эти казни не остановят насилие в Ираке. Безусловно, еще одна черная страница истории страны перевернута, но следующая может оказаться столь же темной.