В области поддельного искусства никто не может превзойти русских
Статья Хейди Брауна в журнале The Forbes посвящена проблеме переполненности арт-рынка поддельными работами русских мастеров. По словам владельца известной московской галереи Марата Гельмана, даже подаренная недавно Владимиру Путину картина Айвазовского оказалась фальшивкой.
Особенно популярен среди жуликов русский авангардист Казимир Малевич, создатель всемирно известного "Черного квадрата". И это неудивительно, пишет Браун, ведь работы Малевича продавались и по 60 млн долларов на аукционах.
Схема проста: небольшие арт-дилеры продают фальшивки крупным игрокам на рынке, те платят "экспертам", которые подтверждают подлинность. В итоге подделки оседают в частных коллекциях или даже попадают иногда на аукционы.
Происхождение может быть самое разное. Часто при помощи бедных реставраторов или студентов Российской академии художеств создаются точные копии без подписи — это не запрещено российским законодательством. За точную копию, скажем, Кандинского они получают до 15 тысяч долларов. При этом достать холст столетней давности на московском черном рынке — не проблема, замечает автор статьи. По искусствоведческой литературе восстанавливают краски и технику написание, а эффект старины достигается за счет резкого перепада температур.
Есть и другая схема. К примеру, берется пейзаж малоизвестного датского художника, за который в лучшем случае на аукционе дадут 2 тысячи долларов, затем он "русифицируется": датская служанка превращается в русскую крестьянку, а сельский дом - в православную церквушку, и вот перед вами уже картина XIX века стоимостью 250 тысяч долларов.
В этом прибыльном бизнесе участвуют и преступники из Франции, Германии и Израиля. Иногда они привозят из России нескольких молодых художников, и те за 1000 долларов в месяц создают подделки.
Неясно, кому можно доверять в таких условиях, заключает Браун. Даже в московском Музее современного искусства, как выяснилось, были выставлены два фальшивых полотна Малевича.