Нынешнюю моду рвать жизненно важные соглашения об ограничении вооружения начала Америка, аннулировав Договор о противоракетной обороне, чтобы создать свой противоракетный щит. В прошедшую субботу Россия последовала ее примеру, объявив, что приостановит выполнение своих обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Если эта тенденция продолжится, следующим на очереди может стать договор о ядерных силах средней дальности. И тогда Европа, только недавно освободившаяся от угрозы мгновенного истребления, возникшей в эпоху холодной войны, ощетинится ракетами. США будут располагать своей базой ракет-перехватчиков в Польше и радаром дальнего радиуса действия в Чехии, способным наводить ракеты на объекты в любой точке России. В противовес этому Россия разместит крылатые ракеты "Искандер" в своем анклаве - Калининградской области, за линией стран Балтии и прямо на польской границе. Тяжелые танки снова будут передвигаться по лесам Германии и Центральной России, совсем как в старые добрые времена.
Не кажется ли такая картина бредовой, ведь место действия - континент, распрощавшийся с войной? Может быть, и кажется, но такая перспектива реальна. Хотя на недавнем "омаровом" саммите в Мэне Владимир Путин и Джордж Буш трогательно братались, оба президента продолжают посылать друг другу сигналы в более традиционном духе. Буш твердо намерен претворить в жизнь планы системы ПРО, что бы ни случилось: сегодня он будет утрясать окончательное соглашение на сей счет с польским президентом Лехом Качиньским. Путин с кристальной ясностью дал понять, что, если по вопросу о ПРО не будет достигнуто компромисса, Россия готова осуществить свою угрозу - вновь нацелить свои ракеты на Европу.
Свежая угроза Москвы не должна удивлять никого, и уж тем более государства - члены НАТО. ДОВСЕ, адаптированный после распада Варшавского договора, так и не был ратифицирован членами НАТО ввиду отказа России вывести войска из Грузии и Молдовы. Кремль не увязывает ДОВСЕ с вопросом о противоракетной обороне. Он утверждает, что расширение НАТО на Восточную Европу - это нарушение ДОВСЕ, тем более что три новых члена альянса - страны Балтии - размещают вооружения НАТО на своей территории без подписания договора. Не воспринимать всерьез воинственную реакцию России на экспансию НАТО на восток, полагая, что это лишь пустые националистические заявления в предвыборном году, - это ошибка. Неважно, превысило или нет НАТО лимиты на численность своих сил в Восточной Европе (сам альянс отрицает факт превышения), но теперь НАТО имеет базы на "первой линии" вдоль восточной границы региона. Это не те условия, на которые Россия, как она сама полагала, согласилась, когда выводила все свои войска из бывших стран Варшавского договора. Действенная реакция России на этот шаг была лишь делом времени.
Указ, подписанный Путиным в субботу, вступит в действие только через 150 дней, и эта задержка дает время для переговоров. Путин не воспротивился самой идее противоракетной обороны - он выступил с контрпредложением об участии в глобальной системе ПРО. Он также предложил США воспользоваться Габалинской радиолокационной станцией раннего предупреждения в Азербайджане близ иранской границы, а также радиолокационной станцией, которая сейчас строится в Армавире в Краснодарском крае. Из этой патовой ситуации есть пути выхода; в Америке существует влиятельная группа государственных деятелей-"старейшин", которые сейчас ратуют за "нулевой вариант" - за то, чтобы вообще избавиться от ядерных вооружений. Вполне возможно, что на смену договорам о вооружениях, выдержанным в стиле холодной войны придет новое поколение договоров, учитывающих реалии сегодняшней техники. Возможно также, что нынешние воинственные заявления будут иметь позитивные последствия и повлекут за собой новый раунд переговоров об ограничении вооружений.
Но ничто из этого не станет реальностью, если шаги будут предприниматься в одностороннем порядке, без учета того, каких стран они коснутся. Хотя система ПРО, которую выстраиваются Соединенные Штаты, называется "национальной", она ни в коей мере не является таковой в чистом виде. Это система международная, заведомо имеющая последствия в мире. Если она вообще будет размещаться, то это следует делать в рамках более широкого соглашения.