Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 июня 2006 г.

Гордон Фэйрглаф | The Wall Street Journal

Иран добивается от Китая и России помощи в обуздании США

На саммите в Шанхае Тегеран разыгрывает нефтяную карту в стремлении создать альянс

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад призвал Китай, Россию и страны Центральной Азии расширять сотрудничество и противостоять вмешательству в глобальные проблемы стран, "склонных запугивать" (явно имея в виду США), одновременно предлагая иранские энергетические поставки как приманку для совместных действий.

Иранский лидер, на которого Вашингтон усиливает давление, стремясь обуздать ядерные амбиции его страны, вчера выступил на ежегодном саммите Шанхайской организации сотрудничества, регионального блока, придуманного Пекином и занимающегося проблемами экономики и безопасности. Кроме Китая и России, в ШОС входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

Государства региона должны сотрудничать, чтобы "противостоять угрозам со стороны стран, склонных к запугиванию, и их агрессивного вмешательства в глобальные проблемы", заявил Ахмадинежад. Он подчеркнул, что большие нефтяные резервы Ирана дают этим государствам "благоприятные основания" для сотрудничества с Тегераном.

Ахмадинежад появился рядом с лидерами России и Китая, постоянных членов Совета Безопасности ООН, явно надеясь, что это усилит позиции Ирана и ослабит позиции его соперников, прежде чем он начнет ожидаемые переговоры с США и другими странами о будущем ядерной программы Тегерана.

Пока Ахмадинежада тепло принимали в Шанхае, американские и европейские дипломаты в МАГАТЭ пытались добиться от Ирана прекращения ядерной деятельности, которая может обеспечить его материалом для атомной бомбы.

Грегори Шульт, глава американской делегации в МАГАТЭ, напустился на Тегеран за прекращение сотрудничества с международными инспекторами и предупредил, что дальнейшая бескомпромиссность приведет к "вмешательству Совета Безопасности". Он призвал Иран согласиться на многосторонние переговоры.

США, Китай, Россия и три европейских страны заявили, что, если Тегеран приостановит обогащение урана, они начнут переговоры о стимулах для ограничения Ираном своей ядерной программы.

Российский президент Владимир Путин, встретившийся с Ахмадинежадом, заявил журналистам, что Иран готов начать переговоры. Но так и не ясно, согласится ли Тегеран сначала прекратить обогащение урана. В ходе этого процесса можно получить как топливо для электростанций, так и ядерное оружие.

Пекин и Москва выступают против попыток США оказать на Иран давление путем экономических или дипломатических санкций. Россия хочет продавать Тегерану реакторную технологию. Китай, который озабочен обеспечением страны энергоносителями в количестве, достаточном для промышленного развития, тоже культивирует связи с Ираном.

Иран - третий по величине поставщик энергии в Китай. На эту страну пришлось 13% китайского нефтяного импорта за первые четыре месяца нынешнего года. Пекин ведет с Ираном переговоры о сделке стоимостью миллиарды долларов, которая касается разработки и поставки нефти и газа в Китай.

Для Китая нефть все больше становится стержнем деятельности ШОС, которая изначально создавалась для борьбы с терроризмом и сепаратизмом. Теперь китайские аналитики все чаще говорят о превращении Великого шелкового пути в "энергетический путь".

Китайский нефтяной импорт из Казахстана за первые четыре месяца нынешнего года вырос более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Импорт из России увеличился до 36%, и она стала четвертым по величине поставщиком нефти в Китай.

Путин говорил о роли ШОС как "энергетического клуба". Индию, приглашенную в качестве наблюдателя, представлял министр нефти. Президент Пакистана, генерал Первез Мушарраф, добивающийся приема его страны в ШОС, заявил, что его страна может играть роль "торгово-энергетического коридора" между Китаем и поставщиками нефти и газа.

США и другие крупные импортеры нефти все сильнее опасаются за энергетическую безопасность. Кое-кому в Вашингтоне ШОС представляется антиамериканской угрозой.

Ахмадинежад был не единственным, кто недоволен внешним давлением в регионе. Президент Узбекистана Ислам Каримов опять выступил против присутствия в регионе иностранных войск. Он заявил, что такое присутствие вбивает клин между соседями и втягивает принимающие страны в сферу влияния стран, посылающих войска.

Другие лидеры высказывались за присутствие иностранных войск. Президент Афганистана Хамид Карзай сказал, что иностранные солдаты нужны для борьбы с терроризмом и укрепления государственных структур в его стране.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru