Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 марта 2001 г.

Губертус Адам | Neue Zürcher Zeitung

Прикладные абстракции

Выставка русского авангарда в Гамбурге

Состоявшаяся в 1992 году во Франкфурте выставка ?Великая утопия? явилась важным событием в культурной жизни: впервые большое число произведений выдающихся мастеров русского авангарда было выставлено на Западе. За этой масштабной выставкой последовали другие, благодаря которым революционное русское искусство начала XX века оказалось широко представленным в музеях всего мира и прежде всего в тех музеях Германии, которые поддерживают тесные связи с музеями в России. Потрясающая выставка ?Европа, Европа? в боннском выставочном зале ознакомила зрителя с различными течениями авангарда стран Центральной и Восточной Европы. На выставке были представлены знаменитые работы Эла Лисицкого, Любови Поповой, Александра Родченко, Владимира Татлина и Варвары Степановой. В данном случае интересы западных музеев, надеющихся выставить малоизвестные работы русского авангарда, совпадают с интересами российских музеев, которые стремятся установить контакты с западными коллегами и нередко получить необходимые для их музеев финансовые средства.

В последнее время искусство социалистического реализма также получает более взвешенную оценку. В Германии усиливается интерес к изобразительному искусству ГДР. Благодаря этому искусство эпохи холодной войны, покинув теоретические труды по истории искусства, вновь заняло свое место в выставочных залах. Каждый кто посетит состоявшуюся в Касселе в 1994 году выставку ?Агитация за счастье?, сможет увидеть наряду с многочисленными пропагандистскими работами сталинской эпохи, высокохудожественные произведения, например, впечатляющие живописные композиции Александра Дейнеки.

Утопия и репрессии

?В полную силу? - так называется масштабная выставка, состоявшаяся в Гамбургском музее искусств и ремесел.Эта выставка посвящена искусству русского авангарда в 1910 - 1934 годах. В 1910 году в Москве под руководством Наталии Гончаровой и Михаила Лаврова состоялась выставка ?Бубновый валет?, на которой были представлены многочисленные произведения авангарда, опирающиеся на традиции народного искусства и направленные против академизма. В 1934 году состоялся Всесоюзный съезд советских писателей, на котором социалистический реализм был признан основным направлением в искусстве. Две эти даты обозначают расцвет и упадок русского авангарда.

Шесть тематических разделов включают в себя около 500 экспонатов, отражающих историю развития русского и советского авангарда: от примитивизма, через кубофутуризм, к работам Татлина и далее к легендарной выставке конструктивистов ?5х5=25? с участием Степановой, Александра Веснина, Поповой, Родченко и Александры Экстер. На выставке, наконец, нашли отражение основные черты политической жизни России в этот период: от введенной Лениным в 1921 году ?новой экономической политики?, к первым пятилеткам и затем ко времени репрессий, совпавших с распадом самостоятельных союзов художников.

На предшествующих выставках, прежде всего, на выставке во Франкфурте 1992 года, были представлены такие всемирно известные произведения русского авангарда как ?Черный квадрат? Малевича, созданная Татлиным модель памятника Третьему Интернационалу или созданная в 1919 году Элем Лисицким цветная литография ?Клином красных бей белых?, художественная идея, вдохновившая в прошлом году Николая Колли на создание памятника. Посетители, восхищенные этими произведениями русского авангарда, не могли покинуть выставку до самого вечера. Однако выставка в Гамбурге производит еще более сильное впечатление. Она соответствует профилю музея искусств и ремесел и одновременно с этим является в большей степени тематической по сравнению с предшествующими выставками. У входа на выставку посетителей встречают киноафиши конца 20-х годов, созданные Георги и Владимиром Штенбергом, Александром Родченко и Антоном Лавинским для фильмов Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна. В соответствии с темой выставки оформленный в красных тонах коридор соединяет все залы между собой. Там находятся выполненные в соответствии с ленинским планом о развитии монументальной пропаганды первоначальные модели знаменитого в будущем памятника ?Рабочий и колхозница? известного скульптора Веры Мухиной, а также окна "Роста" - агитационные плакаты, изготовленные в технике шаблона и демонстрируемые в витринах русского телеграфного агентства "Роста". Благодаря четкому силуэтному контуру плакаты Владимира Маяковского производят необычайно сильное впечатление.

Конструктивизм в повседневности

До какой степени после революции 1917 года пластический язык конструктивизма и супрематизма вошел в повседневную жизнь Советской России, показывает большое число произведений ?революционного фарфора?, изготовленного на Государственной Фарфоровой мануфактуре в Петрограде. Геометрические узоры, выполненные по эскизам Малевича или Николая Суетина, заменили собой прежний декор и сделали типичный буржуазный столовый сервиз важным идеологическим оружием социалистического общества. Художественный фарфор активно развивался в этом направлении, а в 1922 года Наталия Данкос со своими фигурами ?Красные и белые? перенесла гражданскую войну на шахматную доску. Скованным цепями белым противостоят отстоявшие свободу бойцы красных.

По сравнению с произведениями искусства и художественного ремесла авангардная архитектура получила довольно слабое отражение в экспозиции. На выставке представлены главным образом памятники, созданные в рамках концепции монументальной пропаганды: проекты памятников Владимира Кринского и Натана Альтмана, торжественное оформление Ленинградской биржи по случаю второго конгресса Коминтерна, а также ораторские трибуны и агитационные киоски Густава Клуциса. Помимо этого на выставке представлены некоторые эскизы, планы и модели, свидетельствующие об усилении конструктивистских тенденций в архитектуре, однако этого недостаточно, чтобы заполнить определенный пробел в освещении искусства русского авангарда.

Выставка в Гамбурге завершается работами, посвященными театру. Театральная сцена предоставила молодым авангардистам возможность перенести их видение нового искусства в трехмерное пространство. Декорации Малевича к поставленной в 1913 году в Санкт-Петербурге футуристической опере ?Победа над солнцем? стали важным событием в истории театрального искусства. Революционная эстетика достигла своего апогея в конструктивистских декорациях Любови Поповой к спектаклям Всеволода Мейерхольда. Мечта художников о синтезе всех видов искусства нашла яркое выражение в декорациях к театральным постановкам.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru