Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 марта 2006 г.

Ондин Мийо | Libération

"Покончить со страхом в Белоруссии"

Встреча перед зданием Минского вокзала проходит в обстановке, близкой к конспиративной: два микроавтобуса, горстка иностранных журналистов и несколько плакатов, извещающих, что речь идет о предвыборной кампании Александра Милинкевича. Этот кандидат в президенты от белорусской оппозиции надеется свергнуть диктатуру Александра Лукашенко, находящегося у власти с 1994 года. Его старший сын выступает в роли водителя, жена находится рядом: в это воскресенье предвыборная кампания проводится по-семейному, скромно и подчас грустно.

"Только что арестовали еще двоих наших активистов. В общей сложности за эту кампанию арестовали человек тридцать", - вздыхает Александр Милинкевич, высокий 58-летний бородач, физик, избранный единым кандидатом от коалиции противников Лукашенко - бывших коммунистов, националистов, либералов и социал-демократов. "Наших активистов арестовывают ни за что. Они выходят на улицу за покупками, к ним подходят два милиционера, они сопротивляются и их сажают на 15 суток за сопротивление силам правопорядка". Только вчера был задержан еще один оппозиционный лидер - Анатолий Лебедко.

Провокаторы. В Мозыре, небольшом городке в 250 км к юго-востоку от столицы, оппозиционера ожидал полный зал: 400 человек, заполнившие даже лестницы городского Дворца культуры, приветствовали его аплодисментами. "Я очень счастлив, что вас так много. Нужно покончить со страхом. Страх унижает нас!" - возглашает Милинкевич. Собравшиеся - в основном пожилые люди - аплодируют его словам, но в зале есть и "провокаторы".

"Где вы взяли деньги на свою кампанию?", "Вы имеете моральное право вести кампанию, имея шесть машин, три дома и пять квартир?", "Лучше стройте заводы!", "Призвав людей выйти на улицы, вы прольете кровь!" - кричат они. Привыкший к таким приемам, кандидат от оппозиции спокойно отвечает, что все эти его богатства - выдумка официальной прессы и что бюджет его предвыборной кампании не превышает установленного законом потолка в 70 млн белорусских рублей (немногим более 27 тыс. евро).

Во время встречи группа людей встает и демонстративно покидает зал. "Это работники местной администрации, - поясняет торговка, которая признается, что ей страшно оставаться в зале. - Они подали нам знак, что пора уходить. Но я осталась, потому что мне надоело быть рабыней. Я хочу, чтобы мой 17-летний сын жил в свободной стране!"

После встречи группа студентов поделилась, что ректор университета запретил им ходить на митинги оппозиции. "Здесь многие до сих пор поддерживают Лукашенко или просто боятся, - говорит один из молодых людей. - Мне пришлось пообещать матери, что после выборов я не поеду на демонстрацию в Минск".

Еще два часа езды, и Александр Милинкевич беспрепятственно прибывает в Гомель - крупный город на востоке Белоруссии, серьезно пострадавший от взрыва на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Нас ждет второй за день сюрприз: на городском центральном стадионе собралось 5 тысяч сторонников, поеживающихся от холода, но наэлектризованных приездом героя. "Милинкевич!" - скандирует стадион с таким воодушевлением, что провокаторам здесь делать нечего.

"Три лозунга моей программы - это свобода, правда и справедливость, - говорит кандидат, каждую фразу которого стадион встречает аплодисментами. - Нас большинство! Мы пойдем до конца!" Даже вопросы, которые ему задают в письменном виде, звучат ободряюще. Он читает одну из записок: "Гомельская милиция с вами!" Александр Милинкевич тронут: "Да, я знаю, что и в милиции, и даже в КГБ много тех, кто на нашей стороне".

"Эффект спирали". Ночью, возвращаясь на микроавтобусе в Минск, Александр Милинкевич признается, что сам не ожидал такого приема в Гомеле. "Это эффект спирали, - поясняет он. - Люди начинают меня узнавать". Хватит ли этого ресурса, чтобы в воскресенье оспорить на улице итоги выборов, которые - это уже заранее известно - будут свидетельствовать о триумфальном переизбрании Александра Лукашенко? "Не знаю, - признается кандидат. - Если к вечеру в воскресенье нас будет 10 тысяч, будет уже хорошо. Если 100 тысяч - это будет фантастика. Но что бы ни случилось, мы продолжим борьбу".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru