Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 марта 2007 г.

Редакция | The Economist

Новая поваренная книга Кремля

Президент Владимир Путин разработал беспроигрышную систему выборов

Приправить шашлык луком, перцем, кориандром и базиликом. Затем замариновать в холодильнике в течение 12 часов - это совет Дмитрия Кузьмина, мэра города Ставрополь и лидера местного отделения партии "Справедливая Россия". Кузьмин и его товарищи по партии, облаченные в фартуки, красуются на листовках с их любимыми рецептами, выпущенными в рамках предвыборной кампании перед региональными выборами, состоявшимися 11 марта.

"Продай Bentley - заплати алименты" - призывают предвыборные плакаты регионального губернатора, который недавно со скандалом развелся, связанного с конкурирующей партией "Единая Россия", доминирующей в Госдуме и почти во всех регионах страны. При всей своей банальности подобная грязная тактика весьма эффективна. В Ставрополе "Справедливая Россия" выиграла выборы.

Свидетельствует ли это о реальной политической борьбе в России? Высокие результаты "Справедливой России" были провозглашены главой партии Сергеем Мироновым "победой над страхами". Однако его партия была создана только в октябре прошлого года и, подобно "Единой России", раболепно предана Кремлю в целом и Владимиру Путину в частности. Обе партии получили благословение президента и, подобно соперничающим ученикам пророка, обе претендуют на то, чтобы называться его истинными последователями. "Я полностью его поддерживаю", - говорит Александр Бабаков, главный представитель "Справедливой России " в Госдуме. Критика в адрес президента, добавляет он, не входит в сферу интересов партийной политики. Его партия стремится к более социально-демократической позиции, чем та, которую занимает "Единая Россия". Однако в регионах, говорит Николай Петров из Московского центра Карнеги, важные разделения проходят не по идеологическим линиям, а между фракциями элит, сражающимися за власть и активы.

Выборы, прошедшие 11 марта в 14 из 86 регионов России ("Единая Россия" победила в 13 за исключением Ставрополья), знаменовали собой начало политического сезона, кульминацией которого станут выборы в Госдуму в декабре этого года и выборы президента в марте следующего. Они позволяют сделать некоторые предположения о кремлевском рецепте приготовления этого "блюда": фальшивое состязание между кандидатами, которые различаются между собой гораздо меньше, чем пытаются изобразить. Нежелательные элементы будут уничтожены в зародыше, путем отказа в доступе на государственное телевидение и с помощью новых законов в отношении политических партий и выборов, которые усложняют для них участие в выборах и, в случае участия, победу. (Глава российского Центризбиркома, назначенный чиновник, который тем не менее осмелился подвергнуть сомнению некоторые из новых правил, был на этой неделе снят с должности.)

Например, в Санкт-Петербурге с виду свирепая битва между "Единой Россией и "Справедливой Россией" породила такие номера, как фальшивые угрозы жизни и распространение порнографических видео с участием двойников кандидатов. Однако либеральная партия "Яблоко" не была допущена до участия в выборах, как говорят лидеры партии, из-за их оппозиционности по отношению к губернатору города и протестов против планов "Газпрома" по строительству небоскреба в Санкт-Петербурге.

Региональные губернаторы едва ли будут отклоняться от планов Кремля. Регионы обладают различными уровнями автономии и благосостояния, но все их главы, по существу, теперь назначаются президентом. Результат выборов на Ставрополье, вероятно, можно объяснить протестом против непопулярного губернатора, от которого избиратели не могут избавиться непосредственно.

В декабрьских выборах в Госдуму только четыре партии, по всей видимости, смогут преодолеть 7-процентный барьер для получения мест в парламенте: "Единая Россия" и "Справедливая Россия", которые, судя по всему, являются обязательными составляющими двухпартийной системы, плюс Коммунистическая партия и фракция с обманчивым названием Либерально-демократическая партия. "Союз правых сил", либеральная партия, у которой чуть меньше проблем, чем у "Яблока", тоже может с трудом, но протиснуться.

Что касается президентских выборов, то вместо того, чтобы стать простым помазанием на царство избранного Путиным преемника, они могут вылиться в состязание между двумя основными кандидатами - хотя оба они будут одобрены Кремлем. Этот рецепт может оказаться достаточно удачным, избавив от необходимости фальсификаций и репрессий, которые отличали выборы в некоторых соседних с Россией государствах (хотя в российской республике Дагестан в прошлые выходные в день выборов состоялась перестрелка). Однако ОМОН на всякий случай будет наготове, как пришлось быстро узнать участникам жестоко подавленной демонстрации протеста в Санкт-Петербурге 3 марта.

"В нашей стране больше нет политической борьбы", - мрачно говорит Михаил Касьянов, бывший премьер-министр, который стал критиком Кремля. По мнению некоторых, ситуация начинает походить на старые советские времена, когда выборы тоже проходили. Действительно, в некоторых регионах "Единая Россия" откровенно ведет себя в точности как старая КПСС, когда кандидаты на некоторые рабочие места обязаны быть членами партии. Более того, еще ближе аналогия с дореволюционным периодом, когда группа могущественных бояр боролась за милости и внимание царя. (В годы Гражданской войны писатель Иван Бунин отмечал "чрезвычайную повторяемость" русской истории, ее фатальную предрасположенность к движению по кругу.)

Было доказано, что такая схема срабатывает. Взгляните на экономический прогресс при Владимире Путине и его все еще звездную популярность - даже если она частично объясняется полным контролем Кремля над СМИ и политическим затишьем в России после потрясений 1990-х. Выборы можно считать закрытыми и фальшивыми, но российские правители по-своему реагируют на общественные настроения, что проявилось в нервных отступлениях после бурных протестов против реформы социальной системы льгот в 2005 году.

Однако в ситуации, когда политики обязаны своими постами не избирателям, а Кремлю, существует опасность. Многие из этих избирателей продолжают терпеть чудовищные лишения в связи с распространенными в России бедностью и неравенством, что может объяснять непреходящую привлекательность коммунистов, которые по общему количеству голосов в выборах прошлой недели заняли второе место. (Бабаков говорит, что это не настоящие коммунисты, а просто группа людей, "эксплуатирующих бренд".) Прибавьте к этому катастрофический демографический спад, ошеломляющую своими масштабами коррупцию и кровавый кризис в Чечне, который, может быть, выглядит разрешенным, но не является таковым на самом деле. После того как Путин покинет президентский пост, особенно если цены на нефть упадут и материальные выгоды его президентства сотрутся, еще больше россиян испытают горечь разочарования политическими лидерами, которые предлагают им рецепт шашлыка, но не предлагают реальных перемен.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru