Чистые чувства, голые люди: в сауне российская политическая элита приходит к соглашениям и размножается
В начале 90-х понятие "дружба в бане" вошло в политический лексикон в Германии. Поводом для этого стал поход в баню на озере Байкал в июле 1993 года, куда российский президент Борис Ельцин пригласил тогдашнего канцлера ФРГ Гельмута Коля и министра финансов Тео Вайгеля. Речь шла о выводе российских войск с территории Восточной Германии, и сторонники сотрудничества между Востоком и Западом сочли символичным, что германо-российские отношения могут быть очищены от налета обоюдной демонизации именно в русской бане. Все западные СМИ наперебой писали тогда об этом почти магическом ритуале очищения, произошедшего во время встречи между Ельциным и Колем. В первобытном обществе функция подобного ритуала очищения состояла в том, чтобы "смыть" с человека его прошлое. Однако в XX веке было бы глупо утверждать, что Коля и Вайгеля в парилке русской бани "отвращали от Запада".
Баня в качестве кулис политического соглашения трактовалась участниками встречи по-разному. В интервью журналу Stern Вайгель заявил о технических преимуществах: "Русские хотят получить за старые казармы и развалившиеся складские постройки на территории Германии 9 млрд. Ни пфеннига - посоветовал я Колю. Все эти постройки можно только сжечь. Но когда мы потом сидели в бане, почти вплотную, Коль сказал: "Борис, давай расставим все точки над i, ты не получишь за это ни марки. Я не могу за это платить и не буду". Тот, кто сегодня с презрением говорит о "политике бани", не знает о том, что именно в этой атмосфере были приняты самые важные для Германии решения".
По-другому выглядит комментарий Ельцина. "В подобной ситуации Гельмут и я часто забывали о дипломатии". Существует еще один исторический поход в баню, который Ельцин совершил в обществе своего соратника после возвращения из США в 1989 году. Именно там, по его собственным словам, произошел его окончательный отход от коммунистической идеологии. "То, что все произошло именно в бане, - пишет Ельцин, - имеет для меня символическое значение. Баня очищает. Там чувства чистые, а люди голые. Тогда-то и изменился мой взгляд на мир. Я понял, что я был коммунистом из-за своего советского воспитания, а также из-за привычки, а не по убеждению. Тот раз я никогда не забуду".
Тело господина
Русский ритуал парения устроен таким образом, что участие других людей идет процессу очищения только на пользу. Те, кто парится в русской бане, будут обязательно биты березовым веником и могут проделать то же самое и сами. На предреволюционном, советском и постсоветском этапе истории в российском обществе развивались различные модели политического самосознания. В XIX веке оно называло себя ортодоксальным и автократичным, между 1917 и 1990 годами - атеистическим и социалистическим, сегодня российское общество заявляет о своей приверженности принципам рыночной экономики и демократии. Но на протяжении всех этих эпох неизменным остается то значение, которое банные процедуры имеют для дальнейшего существования государственной элиты.
Уже в XVI веке контроль царя над могущественными феодалами определялся близостью или удаленностью от "тела". Так, боярин Годунов, ставший впоследствии царем, начинал с прислуживания Ивану IV во время купания. Кроме того, благодаря непосредственному участию в банных мероприятиях, можно было получить доступ к эксклюзивной информации о теле господина - и тем самым возможность для влияния в вопросах репродукции власти.
И в Советском Союзе ритуал трактовался как индикатор смены политической линии. Начало больших чисток после покушения на Кирова совпало со временем, когда Сталин отказался от парения в бане в обществе своих приближенных и перешел к индивидуальным банным процедурам. "Киров был у Сталина в гостях зимой 1934 года. В бане они парились вдвоем. С того момента Сталин никогда больше не ходил в баню", - пишет Рыбин, офицер из личной охраны Сталина.
Возврат главы государства к традиционному банному ритуалу в обществе приближенных произошел в период оттепели конца 50-х годов, когда в политической жизни после восстановления коллективного руководства партией стала ощутима либерализация. Однако участие западных политиков в сакральном ритуале все еще было немыслимо. Тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева упрекали в том, что он парился в бане с президентом Финляндии Кекконеном. Центральный комитет обвинял главу государства в том, что тот опозорился, показавшись голым в обществе западного политика.
Совместное посещение бани в эпоху холодной войны, которая нашла свое отражение в 90-е годы и в бане, должно было вызвать ассоциации с телесным очищением бывших заклятых врагов. Главным при этом было наличие свидетелей. С удивлением Вайгель наблюдал, как сотрудники аппарата Ельцина непрерывно массировали его тело щеткой: "Один раз один из них залез в костюме, галстуке и носках на полок к Ельцину, чтобы сообщить тому какую-то информацию".
Вход иностранцам запрещен
Преемник Ельцина тоже должен был пройти ритуал очищения, чтобы узаконить свою власть. Еще до того, как стали известны результаты президентской гонки, Владимир Путин заявил весной 2000 года в одном из интервью, что после напряженного дня выборов хочет расслабиться в бане. В контексте кризиса либерализма баня символизировала возвращения к национальным ценностям. Недалеко от Нижнего Новгорода в 2003 году была даже основана община, которая провозгласила Путина сошедшим на землю апостолом Павлом.
Возвращение банной проблематики в отношения между Востоком и Западом указывает на то, что СМИ не всегда могут направлять политическую и экономическую коммуникацию, поскольку несмотря на достигнутые соглашения мир подписанных договоров остается чрезвычайно нестабильным. Достигнутые сегодня соглашения завтра могут быть аннулированы, официально зарегистрированная собственность конфискована, а собственники ликвидированы нанятыми киллерами.
Германо-российская мужская дружба, которая играла ключевую роль в начале 90-х для процесса сближения между Востоком и Западом, переживает сегодня свое становление в российской политике и экономике.
Несмотря на то, что большинство западных банков держатся в стороне от российского финансового бизнеса, некоторые представители Германии играют сегодня удивительно весомые роли именно в тех отраслях экономики, которые напрямую контролируются российским президентом. Например, в 90-е годы в Дрездене началась дружба между агентом КГБ Владимиром Путиным и Матиасом Варнигом, сотрудником "Штази". Они вместе собирали информацию и вербовали шпионов.
После падения стены Варниг открыл первый филиал Dresdener Bank в Санкт-Петербурге, где Путин был вице-мэром. После избрания Путина президентом Варниг стал заниматься иностранными счетами "Газпрома". После свержения Михаила Ходорковского именно Варниг занимался оценкой состояния арестованного нефтяного магната. В 2005 году он встал во главе германо-российского консорциума, занимающегося строительством Северо-Европейского газопровода (СЕГ), и получил в наблюдательный совет нового ценного сотрудника - Герхарда Шредера, который, совместно отпраздновав с Путиным пару дней рождений, продемонстрировал свою готовность стать членом околокремлевской компании.
С точки зрения западного рационализма Россия сегодня переживает благотворный процесс изменения, находя путь к западному идеалу правового государству. Однако с точки зрения российских представлений, некоторым немцам удается благодаря сакральному ритуалу очищения добиться принятия в общество приближенных.