Девяносто лет назад в 600 км. от восточной канадской провинции Ньюфаундленд лайнер "Титаник", совершавший свой первый круиз по Северной части Атлантики, затонул, столкнувшись с айсбергом. Сегодня айсберги аналогичного размера, плавающие в тех же самых коварных водах, угрожают уничтожить морские буровые вышки стоимостью в миллиарды долларов. Защитить вышки от страшных айсбергов пытаются такие люди, как Джером Бейкер.
Бейкер - "ледовый ковбой". Вооружившись лассо длиной в 1200 м. он ловит айсберги и оттаскивает их от вышек, спасая нефтедобывающее оборудование от судьбы Титаника, затонувшего 15 апреля 1912 г.
"Эта работа опасна даже в спокойный день, - говорит Бейкер, стоя на палубе своего судна с укрепленным сталью корпусом длиной в 80 м., - Айсберги непредсказуемы и нестабильны".
Воды у восточных берегов Ньюфаундленда называют "аллеей айсбергов". Каждый год мимо портового города Сент-Джоунз проплывает 400-900 айсбергов различных форм и размеров. Они пересекают Большую Ньюфаундлендскую банку и тают в теплых водах Гольфстрима. Айсберги доплывают сюда от берегов Гренландии за два-три года и по дороге наносят огромный ущерб. В 1993 г. в сухом доке оказались четыре европейских корабля, в корпусах которых айсберги пробили зияющие дыры. В прошлом году траулер столкнулся с огромным куском плавающего льда и затонул за пять минут.
Обычно корабли, пересекающие Атлантику, знают, где расположены айсберги и стараются их избегать. Но это получается не всегда. Айсберги перемещаются хаотично. Особенно сложно за ними следить во время штормов. Огромная волна может подхватить ледяную гору и бросить ее в плывущий мимо корабль.
Местные жители чего только не делали, пытаясь избавиться от айсбергов. Они забирались на них и рубили лед кувалдами; обстреливали их из пушек и ружей; взрывали динамитом. Все без толку. "Мы быстро поняли, что если взорвать айсберг, то одна проблема превратится в сто проблем", - говорит метеоролог Стивен Грин.
Канадская Береговая Охрана ссыпала на вершины айсбергов черный пепел, предполагая, что темная поверхность будет легче нагреваться и таять.
"Да, это действовало, - рассказывает предприниматель Рон Стэмп, компания которого варит пиво на воде растаявших айсбергов. - Верхняя часть быстро таяла, центр тяжести перемещался, айсберг переворачивался и темная поверхность оказывалась под водой".
Бейкер со своей командой из десяти человек ищет лед в водах Большой Ньюфаундлендской банки. Ледовые ковбои обстреливают мелкие айсберги из мощных водяных пушек, отталкивая их от буровых вышек. Крупные айсберги ловят толстым тросом из полипропилена и оттаскивают подальше.
Крупные айсберги могут весить до четырех миллионов тонн. Их приходится буксировать на трех кораблях. 90% айсберга находится под водой.
Поймать ледяную гору в петлю непросто. Айсберги раскалываются, переворачиваются, поднимая огромную волну. Веревка постоянно соскальзывает. На то, чтобы перетащить айсберг на 20 морских миль (37 км.), может уйти 30 часов.
В случае появления необычно крупного айсберга плавучая буровая вышка Terra Nova может остановить производство и отойти с его пути. Стационарная вышка Hibernia способна выдержать столкновение с ледяной горой весом в шесть тонн. Сотрудники компании "Hibernia" говорят, что более тяжелый айсберг может создать серьезную угрозу.
Пока ни в одну из вышек не врезались крупные айсберги, но Hibernia начала работу в 1997 г., а с тех пор айбергов было не так много.