У узбекского президента нет сомнений: за всеми протестами стоят исламисты или же американцы. Кому еще в его среднеазиатской деспотии могут прийти в голову демократические идеи и кто может быть сторонником другого ислама, кроме Ислама Каримова? Мысли о том, что возможны другие пути, отличные от указанного им самим, категорически запрещены. Нарушителей наказывают. Предлоги для этого находятся.
У Каримова есть общая черта с некоторыми его соседями: он очень быстро превратился из секретаря КПСС в постсоветского диктатора. Он легко перенял старые структуры, атмосферу нетерпимости, бюрократию и коррупцию. За 15 лет независимости Узбекистана материальная нужда здесь выросла, особенно в Ферганской долине. Нелепые границы между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией разрушили старые связи и способствовали росту нужды. В этом глубинная причина мятежа.
Мятежники вновь обращаются к исламским традициям, поскольку другие идеологии оказались с их точки зрения несостоятельными. Советская власть ощущалась ими как принуждение, а демократия так и осталась непонятным словом греческого происхождения (с американским акцентом из-за американских благотворительных организаций, которые ее продвигают) Так что тот факт, что восставшие вместо красного или звездно-полосатого флага поднимают зеленое знамя Пророка, объясним. Но причиной восстания является сам Каримов, а не какие-то подрывные элементы.