Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 мая 2005 г.

Мартин Уолкер, UPI | The Washington Times

Инвесторы боятся российского "закона"

Новость о том, что российское правительство решило оставить в неприкосновенности все приватизационные сделки со сроком давности более трех лет, лишь на несколько часов опоздала к скептичным западным инвесторам.

За несколько часов до решения правительства Carlyle Group, одна из самых престижных инвестиционных фирм, отменила планы по созданию фонда инвестиций в Россию в размере 300 млн долларов, явно имея в виду, что Россия либо слишком рискованное, либо маловыгодное место для серьезного капитализма.

Carlyle объявила о своем решении в тот момент, когда Михаил Ходорковский, когда-то видный российский магнат и глава нефтяного гиганта ЮКОС, ожидает приговора по делу о неуплате налогов. Арест Ходорковского 18 месяцев назад и предъявление ему обвинений по семи эпизодам мошенничества и неуплаты налогов многие восприняли как победу кремлевской политики над принципами рыночной экономики.

Прокурор потребовал лишения свободы на 10 лет, но сейчас Ходорковскому грозят новые обвинения, на сей раз - в отмывании денег, несмотря на публичное предупреждение госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что администрация Буша будет внимательно следить за развитием событий, стремясь оценить перспективы демократических и рыночных реформ и состояние законности в России.

Помимо новых обвинений против 41-летнего магната, когда-то самого богатого человека в России, на прошлой неделе московский арбитражный суд обязал ЮКОС выплатить 2,2 млрд долларов государственной нефтяной компании "Роснефть", и это наводит на мысль о том, что Кремль намерен отобрать последние нефтяные месторождения у компании, которая была крупнейшим в стране экспортером сырца.

Суд постановил, что ЮКОС не выплатил положенные суммы по отмененной сделке, но ЮКОС не мог заплатить, так как правительство заморозило его банковские счета, и деньги, причитавшиеся "Роснефти", просто перечислили налоговым органам.

Законность, право частной собственности и перспективы российской экономики становятся чем-то большим, чем сибирская версия Саудовской Аравии, понеся урон в борьбе между Ходорковским и Кремлем. Но решение Carlyle Group дает представление о приговоре, вынесенном мировыми рынками. Если Carlyle, имеющая таких влиятельных советников, как президент Джордж Буш-старший и бывший британский премьер Джон Мейджор, выходит из российской игры, мало кто, не обладая столь мощными политическими подпорками, решится в нее вступить.

Российского президента Владимира Путина явно беспокоит репутация его страны, и в апреле он заявил, что пора подвести черту под спорами о приватизации достояния бывшего СССР в 1990-е годы, обеспечив новому поколению российских бизнесменов уверенность в праве собственников. Обещание начали выполнять в четверг, когда правительство одобрило законопроект, устанавливающий трехлетний срок давности по приватизационным сделкам вместо прежних 10 лет.

Но закон еще предстоит представить в парламент и ввести в действие, а глядя на судьбу Ходорковского, российские магнаты имеют основания не чувствовать уверенности в том, что их приобретения, вне зависимости от того, каким путем они сделаны, находятся в безопасности.

Вне зависимости от того, кто прав в деле Ходорковского, ход судебного процесса и обращение с ним и его адвокатами вызвали международную критику: с соответствующими заявлениями выступили Европейский парламент, Совет Европы и американский конгресс. В январе Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, осуждающую политический характер этого дела.

Делу Кремля против Ходорковского и ЮКОСа пришлось плохо в западных судах. Два месяца назад британский суд ответил отказом на запрос об экстрадиции двух бывших сотрудников ЮКОСа. Британский суд также дал другому магнату, Борису Березовскому, политическое убежище, решив, что у него есть основания бояться незаконных преследований в России.

Одной из причин подозрительного отношения западных инвесторов к России, несмотря на ее огромные сырьевые, золотые и энергетические ресурсы, является то, что сами россияне сокращают инвестиции в страну и потихоньку выводят деньги на Запад. По данным российского правительства, утечка капитала из страны возобновилась. Российское министерство экономики сообщило, что в 2004 году утечка капитала увеличилась вчетверо, до 8 млрд долларов, и продолжает расти.

Тревога Кремля по поводу экспорта капитала объясняет новое наступление на отмывание денег и обвинения, которые грозят Ходорковскому. Чтобы остановить бегство капиталов, Путин использует всевозможные политические рычаги, утверждают источники в российских деловых кругах, стремящихся объяснить рейд вооруженной полиции в доме Березовского на французской Ривьере.

Российские источники утверждают, что Путин попросил французского президента Жака Ширака, вместе с другими мировыми лидерами находившегося в Москве на торжествах по случаю 60-летия поражения Германии во Второй мировой войне, провести рейд с ордером на обыск в поисках документов, свидетельствующих об отмывании денег.

Но есть и другие способы не отдать деньги Кремлю и налоговикам - например, процветающий рынок русского искусства. В апреле цены на русское искусство были самыми высокими в истории на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, где они составили 35 млн долларов. Ожидается, что на лондонском аукционе Sotheby's будут проданы произведения русского искусства на сумму не менее 15 млн долларов. Впрочем, она может оказаться значительно больше, так как сегодня Лондон является любимым местом находящихся под угрозой напуганных российских магнатов.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru