Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 мая 2008 г.

Редакция | The Economist

Российское правительство: новые должности, старые лица

Состав участников подтверждает, что Владимир Путин по-прежнему контролирует ситуацию

12 мая почти через неделю праздников, фейерверков и поздравлений Владимир Путин шагнул в свой старый кремлевский кабинет и сел в старое кресло напротив нового президента России Дмитрия Медведева. Это была их первая встреча с тех пор, как Путин вступил в должность премьер-министра. Однако их манеры и жестикуляция совершенно не изменились. Путин удобно разместился в своем кресле и заговорил (первым) с Медведевым, который пристроился на краешке кресла. Если бы вы не знали, что в России недавно сменился президент, вы бы никогда не догадались.

В первую неделю президентства Медведева Путин задавал заголовки новостей, предоставив новому президенту объявлять решения и представлять назначенцев. Выступление Путина перед парламентом о необходимости бороться с бюрократией, сокращать налоги и совершенствовать экономику было почти обращением к нации. (Собственное обращение к нации Медведева было, очевидно, отложено). Путин также сделал на этой неделе несколько крупных назначений, переведя многих своих прежних подчиненных из Кремля вниз по реке - в Белый дом.

В результате одной из таких перестановок Игорь Сечин, кремлевский серый кардинал, которому нередко приписывают травлю ЮКОСа и последующее поглощение его активов "Роснефтью", нефтяной компанией, которую он по-прежнему возглавляет, стал одним из пяти заместителей премьер-министра и ответственным за промышленность. Помимо "Роснефти" Сечин возглавит "Объединенную судостроительную корпорацию", одну из нескольких крупных государственных холдинговых компаний, основанных за последние годы. Но Путин также сохранил свою либеральную экономическую команду, включая Алексея Кудрина, министра финансов с большим стажем. Первым заместителем премьер-министра будет Игорь Шувалов, бывший кремлевский помощник, отличающийся либеральными взглядами в области экономики и склонный к политической гибкости.

Путин также перетряс клан силовиков - руководителей армии и спецслужб, служивших с ним бок о бок в КГБ. Глава Федеральной службы безопасности (бывшего КГБ) Николай Патрушев был передвинут на непыльную работу в Совете безопасности и заменен своим более молодым заместителем. Конкурент Патрушева, Виктор Черкесов, который однажды призвал всех кагэбэшников к объединению, был смещен с должности. И что еще более важно, Путин поломал близкие (иногда семейные) связи между представителями кремлевской администрации, ФСБ и министерства юстиции. Владимир Устинов, бывший министр юстиции и генеральный прокурор, обеспечивший юридическую поддержку гонениям на ЮКОС (его сын женат на дочери Сечина), был отодвинут в сторону. Похоже, понижен и Виктор Иванов, бывший разведчик, сторонник жесткого курса, работавший вместе с Сечиным.

Причина обуздания силовиков в том, что они стали слишком сильными, чтобы нравиться Путину. Ольга Крыштановская, социолог, изучающий российскую элиту, утверждает, что Путин чистит клан силовиков и избавляется от тех, кто был на его уровне или выше него в КГБ. "У царя нет коллег, у него есть подданные", - утверждает она. Отсюда и понижение Сергея Иванова, высокопоставленного сотрудника КГБ и министра обороны, который был кандидатом на пост президента и представлял собой более независимую фигуру, чем Медведев.

Сам Медведев на данный момент сделал не много независимых назначений. Большая часть его президентской администрации работала у Путина. Даже глава администрации Сергей Нарышкин, бывший заместитель премьер-министра с предполагаемыми связями в КГБ, будет скорее соглядатаем, чем помощником.

Однако два особых избранника Медведева получили высокие должности. Один из них - это Александр Коновалов, его бывший однокурсник по юридическому факультету в Санкт-Петербурге, который будет министром юстиции. Другой - Константин Чуйченко, старый университетский приятель Медведева, который станет главой контрольного управления Кремля. Это секретная и важная работа, которую одно время выполнял сам Путин. Чуйченко служил в КГБ, был также главой юридического департамента "Газпрома" и директором "Росукрэнерго", сомнительного посредника, продающего газ на Украину.

Но ни одно из этих изменений, включая даже перетряску клана силовиков, не влечет за собой изменения политического курса России и политической системы, созданной Путиным в последние восемь лет. Он хорошо осведомлен о колоссальной российской коррупции, беззаконии и неэффективности, его недавними выступлениями мог бы гордиться лидер оппозиции. Но, вместе с тем, он полагает, что система нуждается разве что в модернизации, а не в замене. На данный момент ничто в поведении Медведева не предполагает, что он оправдает надежды либералов на большую открытость системы.

Кирилл Рогов, политический комментатор, утверждает, что фальшивые президентские выборы вряд ли изменили отношение Медведева к себе как к подчиненному Путина. Функция "преемника" состоит не в том, чтобы перехватить власть у Путина, а просто в том, чтобы заменить его и покараулить для него место, пока он отлучился в командировку, возглавляя правительство, утверждает Рогов. Когда Путин решит вернуться, Медведев протянет ему ключи и получит причитающееся вознаграждение за свою службу. Но в большей степени, чем на лояльность Медведева, система опирается на непрестанный рост цен на нефть и отсутствие кризиса - а это неподвластно даже Путину.

Также по теме:

Сбалансированное "застойное правительство" (Обзор прессы)

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru