Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 ноября 2001 г.

Редакция | The Washington Post

Запишите на бумаге

Президент Буш и президент России Владимир Путин сообщили о том, что им удалось сделать значительный шаг в направлении повышения уровня глобальной безопасности и ликвидации последствий Холодной войны. В ходе четвертого из серии становящихся все более теплыми саммитов президент Буш заявил, что в течение десяти лет США собираются сократить количество стратегических ядерных боеголовок с 7000 до 1700-2200. Через несколько часов Путин сказал, что Россия сократит свои 6000 боеголовок, как минимум, на две трети. Если эти обещания будут выполнены, мы станем свидетелями наиболее масштабного разоружения в истории человечества. Но если Буш и Путин действительно хотят совершить этот прорыв и создать "новые отношения двадцать первого века", необходимо сделать еще один шаг: подписать поддающееся контролю соглашение, где были бы сформулированы как их обязательства в отношении наступательных вооружений, так и совместные меры по предотвращению дальнейшего распространения ядерного оружия.

Формальное российско-американское соглашение имеет большое значение потому, что создается ощущение, что достигнутый в последнее время прогресс в отношениях связан с личными отношениями двух президентов. Рассказывая о причинах своего решения пойти на сокращение количества боеголовок, Буш сказал, что он просто "посмотрел этому человеку в глаза и пожал ему руку". Но - как Путин быстро напомнил Бушу - президенты в обоих государствах приходят и уходят, поэтому необходимо строить такие отношения, которые способны пережить такого рода перемены. Республиканцы часто ругали и президента Клинтона за подобные просчеты, когда тот строил отношения с Борисом Ельциным. Возможность контроля имеет большое значение, потому что это позволило бы США следить за тем, что будет происходить с российскими боеголовками и ядерными материалами, что очень важно, поскольку завладеть такими материалами стремятся террористы и государства-изгои. Если США заключат с Россией формальное соглашение, другие важные мировые государства, такие, как Китай, будут точно знать, каковы размеры американского ядерного арсенала и что представляет собой НПРО США. Отсутствие подобных обязательств и контроля будет подталкивать Китай и другие страны к наращиванию ядерных вооружений, как это происходило тридцать лет назад, до появления договоров о контроле над вооружениями.

Заявления президентов показали, какие разногласия им предстоит преодолеть. Путин говорил о заключении соглашений "в форме договоров, предусматривающих проверку и контроль". Буш предложил просто "записать это на листке бумаги". Необходимо найти формулу между этими двумя полюсами. Буш прав, утверждая, что российско-американские соглашения о вооружениях не должны представлять собой предельно детализированные документы, ратифицированные законодателями; но неразумно настаивать и на том, чтобы стратегические отношения закреплялись одним лишь рукопожатием. В конце концов, недавно пересмотренный план США - определяющий минимальное количество боеголовок - предполагает возможность ядерной войны с Россией. Если такой конфликт невозможен, стоит глубже сократить американский арсенал. Если же американские военные считают, что исключать вероятность такого конфликта неразумно, было бы неискренне утверждать, что России и США никогда не договорятся о контроле над вооружениями.

Подобные разногласия мешают России и США заключить соглашение о НПРО. Представители администрации Буша хотят расторгнуть Договор по ПРО, но согласны сохранить его в силе в том случае, если Россия даст США возможность продолжать энергичную программу испытаний. Путин настаивает на обсуждении параметров всех американских испытаний. Администрация Буша совершенно справедливо не идет на это; согласие сохранить в силе Договор по ПРО, запрещающий развертывание каких-либо систем, должно убедить Россию и другие государства в том, что стратегический баланс не будет нарушаться резко либо в одностороннем порядке.

Стремясь строить новые отношения - или, возможно, пытаясь показать, что новые договора не нужны - представители администрации начинают сравнивать американо-российские переговоры о вооружениях с консультациями США с союзниками по НАТО. Но, несмотря на то, что важные и полезные изменения действительно происходят, российско-американские отношения невозможно сравнивать с отношениями США и Западной Европы, ни сейчас, ни в ближайшем будущем. В ходе саммита Буш говорил о таких проблемах, как продолжающаяся война России в Чечне, отказ Путина согласиться на свободу СМИ. Если Москва будет продолжать отказываться принять западные стандарты демократии и прав человека, никакая подлинная "трансформация отношений" не будет возможна, как бы ни нравились президенты друг другу. Администрация справедливо подталкивает Москву к изменениям в этих сферах. Но надежду на то, что со временем Россию можно будет привести к полновесным партнерским отношениям с Западом, нельзя использовать в качестве оправдания полного отказа от контроля над ядерным оружием. Очень хорошо, что Буш и Путин посмотрели друг другу в глаза. Тем не менее, им следует записать это на бумаге.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru