"Нас часто называют гинекологической милицией. Но это не страшно: я уверен, что наша работа действительно важна". 36-летний Юрий Самарин убежден в необходимости своей миссии: уже шесть лет он работает в "экологической милиции" - службе, специально созданной для борьбы с преступлениями и правонарушениями против окружающей среды.
"Витебск, 20-37, 20-36" - хрипит радио в патрульной машине. "Нам приходится бороться с самыми разными преступлениями и правонарушениями, - говорит майор Самарин. - Это автомобилисты, которые паркуют машины на газонах, те, кто моет свои автомобили посреди улицы, люди, бросающие мусор где ни попадя, нелегальные торговцы животными и цветами, рекламщики, которые ведут самовольную вырубку деревьев, те, кто ставит гаражи без разрешения..."
Москва - столица страны, в которой стремительно загрязняется окружающая среда, безжалостно вырубаются леса, ядерные отходы лежат без присмотра, а города задыхаются, - гордится тем, что с 1996 года у нее есть "зеленая милиция" со штатом в 1000 сотрудников.
"Экологическую милицию на самом деле нужно считать самой важной из всех,- утверждает ее начальник, полковник Константин Полуда. - Потому что из-за экологического преступления может погибнуть больше людей, чем от рук убийцы. Представьте себе предпринимателя, оставляющего в городе токсичные отходы: он может стать причиной смерти сотен людей!"
За последние два года деятельность московской "зеленой милиции" пополнила государственный бюджет штрафами на сумму в 68 миллионов рублей, утверждает полковник Полуда.
"Конечно, это меньше той суммы, в которую мы сами обходимся государству - это около 100 миллионов рублей в год, - согласен он. - Но мы оказываем и профилактический эффект, который составляет по меньшей мере 200-300 миллионов рублей в год: каждый раз, когда наши сотрудники выезжают на место происшествия, они проводят со многими людьми беседы о необходимости защиты окружающей среды".
"Витебск, 20-37, 20-36". Радио в патрульной машине передает сообщение о самом распространенном нарушении: какой-то автомобилист припарковал свой огромный Dodge Chrysler на газоне. "Посмотрите, ваша машина повредила плодородный слой, - вежливо говорят ему милиционеры. - Вы что, не знаете, что на газоны заезжать запрещено?" Водитель отрывает нос от газеты: "Прошу прощенья. Просто я обычно приезжаю сюда зимой, когда все занесено снегом, поэтому и не заметил газона". Милиционер достает пухлую тетрадь, чтобы составить протокол в нескольких экземплярах. "Вам придется заплатить 500 рублей" (14 евро). Водитель подчиняется: "Милиция права, - говорит он. - Хорошо, что они заботятся о природе, а то здесь все было бы загажено. Я не знал, что это запрещено, теперь буду повнимательнее".
По секрету экологические милиционеры признаются, что, как и вся российская милиция, они часто кладут штраф себе в карман. "Нас тоже нужно понять, - вздыхает лейтенант. - У меня пятнадцать лет выслуги, а зарплата - 6700 рублей (190 евро). Экологическая милиция не так коррумпирована, как дорожная. Потому что большинство из нас - москвичи, люди с высшим образованием. Но и нам нужно на что-то жить..."
Активисты Greenpeace или российской экологической организации "Экозащита" настроены более скептически: "Мне они больше напоминают службу по собиранию штрафов и взяток, чем природоохранную службу, - недовольно кривится Владимир Сливяк из "Экозащиты". - Чтобы сделать Москву чище, было бы разумнее установить более жесткие нормы качества бензина и автотранспорта. Это было бы эффективнее, чем создавать репрессивные органы, живущие за счет взяток".
Начальник московской "зеленой милиции" Константин Полуда ревностно защищает свое ведомство: "В нашей стране, чтобы соблюдался порядок, нужны люди в форме, иначе никто ничего не будет принимать всерьез. Что нужно сделать - и мы постараемся убедить в этом федеральное правительство, - это создать подразделения экологической милиции по всей стране".