Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 ноября 2006 г.

Эндрю Крамер | International Herald Tribune

Мигалки и спецномера провоцируют недовольство простых москвичей

Привилегии некоторых московских водителей дают народу повод для критики

Агентство проката автомобилей, обслуживающее игроков высокого полета в переживающей нефтяной бум Москве, столицы быстрых сделок и ползущего, как черепаха, транспорта, предлагает тем, у кого нет времени, необычную услугу: прокат кортежа.

Компания Business Car Service, девиз которой "Деловая встреча начинается с автомобиля", предлагает милицейскую машину и двух милиционеров транспортной службы за 900 долларов на восемь часов. Машина снабжена сиреной, чтобы быстрее добраться.

Услуга - это не просто один из признаков того, каким чудовищным стало уличное движение в Москве, крупнейшем городе Европы. Она также отражает размытую грань между богатством и государственной властью, что так характерно для сегодняшней России.

Сирены, мигалки и милицейское сопровождение в Москве стали для правительственных чиновников - и немногих богачей - спасением от неразрешимой транспортной проблемы и одновременно усугубили ситуацию с дорожными пробками для всех остальных.

Для непривилегированных водителей эти радости, как легко понять, стали больным местом и поводом для создания самими гражданами - что редко случается в России - политического движения, которое набирает силу по мере увеличения числа автомобилистов.

"Право свободного и преимущественного проезда должны иметь только милиция, пожарные и скорая помощь, - заявил Вячеслав Лысаков, основатель движения "Свободный выбор", защищающего права водителей. - Мы же видим чиновников и людей, купивших себе мигалки".

"Это проблема соблюдения правил дорожного движения, но также и моральная проблема, распространяющая нигилизм в нашем обществе, - сказал он. - Водитель видит, как власти требуют от него соблюдения закона, но сами они закон не соблюдают".

Синие проблесковые маячки ставятся на крыши машин, например, автомобильного кортежа президента Владимира Путина.

Проблема в том, что теперь таких машин тысячи, и порой их видишь въезжающими на парковки магазинов или искусно припаркованными у казино. Депутатам парламента, министрам и их замам, судьям, кремлевским советникам и многим другим представителям федеральной, региональной и городской власти разрешается ставить синие мигалки на свои служебные автомобили.

Генеральные директора крупных государственных компаний "Газпром" и "Роснефть" тоже получают голубые мигалки, наделяющие иммунитетом от правил дорожного движения. Хотя технически милиция может останавливать такие машины, делает она это редко.

Мигалки множатся, а транспорт в Москве уже ползет, и при наличии таких компаний, как Business Car Service, которая размещает свою рекламу в интернете, мало кто верит, что сирена сопровождает чиновника, мчащегося по важному государственному делу.

Признак негативной реакции: женщина, отвечающая на телефонные звонки в Business Car Service, сказала на этой неделе, что компания временно прекратила давать напрокат милицейское сопровождение, но надеется возобновить эту услугу после Нового года.

Специальные номерные знаки тоже освобождают от соблюдения правил дорожного движения, и, по словам таких общественных деятелей, как Лысаков, все жаждут их заполучить. Это три серии, начинающиеся с ААА (Аннушки), ООО (Ольги) и ССС (Светланы). Где их купить - горячая тема в российских блогах.

Весь пакет - синяя мигалка, сирена, номер и соответствующие документы - продаются на черном рынке примерно за 20 тыс. долларов, сообщила 7 июля 2003 года в статье-расследовании разоблачительная московская "Новая газета".

Сегодня примерно 7,5 тыс. машин в России имеют спецномера или мигалки.

На рассмотрении в парламенте находится закон, предложенный независимым депутатом и получивший название "Восемь мигалок". Он ограничивает право на кортеж президентом и семью другими высшими чиновниками. Чтобы не отстать в популистской теме, прокремлевская политическая партия "Единая Россия" предложила собственную версию, поддерживаемую Путиным, которая разрешает 1000 мигалок.

Ожидается, что палата примет какую-то версию закона как часть нового Транспортного кодекса в начале будущего года.

В сентябре спикер парламента Борис Грызлов устроил шоу из снятия мигалки со своей машины - хотя он по-прежнему пользуется милицейским эскортом.

Грызлов тогда заявил "уважаемым гражданам", что, если они видят мигалки на машинах, принадлежащих депутатам парламента, то это представители оппозиции.

Проблема мигалок - вместе с традиционными темами привилегий для мелких чиновников и несправедливости в отношении простого человека, темы, звучащие в российском обществе со времен писателя XIX века Николая Гоголя - не исчезла после жеста Грызлова. Гоголь писал, что в России две проблемы - дураки и дороги.

Сегодня Москву наводняют 3 млн автомобилей - в 12 раз больше, чем после смерти коммунизма. И хотя открылось Третье транспортное кольцо, а власти рассматривают введение компьютерного управления светофорами или превращение 10-полосного Второго кольца в улицу с односторонним движением, ясно, что ремонт и строительство новых дорог запаздывают.

Примерно 33950 россиян в прошлом году погибли на дорогах, это примерно 24 погибших на 100 тыс. населения. В США это показатель составляет 14 погибших на 100 тыс. Шанс погибнуть в автомобиле в России в 10 раз выше, чем в Британии, по данным Всемирной организации здравоохранения. Превышение скорости, вождение в нетрезвом виде и пренебрежение ремнями безопасности называют в качестве главных причин.

Обилие мигалок на российских дорогах предсказуемым образом сделало водителей безразличными к настоящим сиренам аварийных служб, говорят шоферы скорой помощи, что снижает и без того малые шансы на оказание неотложной медицинской помощи.

У раскачивающихся стеклянных дверей травматологического отделения института Склифосовского недавно вечером водитель Виталий Медведов курил у своей оранжево-белой машины в ожидании очередного вызова.

"Попадаешь в пробки, что делать, - равнодушно произнес Медведов. - В машине редко умирают".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru