Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 ноября 2007 г.

Тара Бахрампур | The Washington Post

Грузия принимает меры для отмены чрезвычайного положения. Эмиссар Госдепа делает упор на целях США

Когда представитель Госдепартамента США Мэтью Брайза, прибывший в Грузию с визитом, в среду вечером выступил на государственном телеканале, очень многие местные жители посмотрели эту программу - отчасти потому, что смотреть особенно нечего.

Основная оппозиционная телекомпания страны не вещает уже семь дней - ее закрыли, оборвав передачу на полуслове, после того как президент Михаил Саакашвили объявил чрезвычайное положение, дабы пресечь антиправительственные акции протеста. Тем временем снаружи полиция с дубинками гоняла жителей по улицам. Это происходило в бывшей республике СССР, которую президент Буш назвал "маяком демократии".

Соединенные Штаты и другие союзники Грузии были неприятно поражены тактикой, которая походила на авторитарную, и в прошедшие выходные Госдепартамент командировал Брайзу - заместителя младшего секретаря, преданного грузинофила и старого друга Саакашвили - чтобы тот попытался погасить накал и положить конец крупному конфузу, который дискредитирует усилия США по взращиванию демократии за рубежом.

Обратившись к грузинскому народу, Брайза воспользовался государственным телевидением как трибуной, с которой призвал принимающую сторону вновь разрешить вещание частных телекомпаний. "Пусть все телеканалы продолжают работу - этот принцип является краеугольным камнем демократии", - сказал он.

Все, что делал в Грузии Брайза, привлекало огромное внимание, ведь в этой стране многие считают дружбу с США залогом мира и процветания. Осуществляя усилия по "челночной дипломатии" между членами кабинета министров, лидерами оппозиции и руководством закрытого телеканала, Брайза призывал к диалогу, настаивал на необходимости отменить чрезвычайное положение и подчеркивал важность свободы прессы, особенно накануне президентских выборов, назначенных на 5 января.

В четверг парламент Грузии проголосовал за отмену чрезвычайного положения начиная с этой пятницы, но основная оппозиционная телекомпания не возобновит свое вещание - против нее возбуждено уголовное дело по обвинению в попытке пропаганды свержения правительства.

Брайза сказал в интервью, что не оказывал давления на правительство Саакашвили и не прибегал к угрозам, а всего лишь пытался поговорить с ними по-дружески.

"У Грузии есть шанс стать примером для многих других людей, которые, подобно грузинам, стремятся к политической и экономической свободе, - сказал Брайза, поясняя характер своей миссии после ленча с мэром Тбилиси. - Иначе говоря, если в Грузии не может расцвести демократия, то в какой другой точке этого обширного региона мира она может расцвести?".

Брайза сказал, что для Соединенных Штатов восстание 2003 года, названное "революцией роз", открыло возможность альянса нового типа в данном регионе, так как оно привело к власти людей, которые разделяют ценности США, учились в американских университетах и провели некоторое время в Вашингтоне. "Внезапно мы обнаружили у власти самое реформаторское правительство, с каким когда-либо имели дело на территории бывшего СССР", - сказал он.

В Грузию хлынула помощь в объемах, которые в пропорциональном отношении не соответствовали ее крохотной величине (за пять лет страна, причем еще до того, как стала отвечать всем критериям открытости, получила 300 млн долларов из программы фонда правительства США "Вызовы тысячелетия"), сказал Брайза. Соединенные Штаты расширили поддержку в сферах энергетики, инфраструктуры и обороны, начатую при предыдущем президенте страны Эдуарде Шеварднадзе. Грузия взамен тесно сотрудничает с США, в частности, направляет своих военнослужащих в Ирак.

Во время официального визита в Грузию в 2005 году - первого в истории визита американского президента в эту страну - Буш, стоя перед ликующей толпой, сделал свое заявление насчет "маяка демократии"; власти Тбилиси назвали его именем одно из крупных шоссе.

Саакашвили навел порядок в коррумпированной полиции, отремонтировал дороги, сократил число отключений электроэнергии и открыл страну для иностранных инвестиций в широком спектре областей. "Этот человек сотворил чудо - поднял страну из руин, - сказал о Саакашвили Темури Якобашвили, исполнительный вице-президент Georgian Foundation for Strategic and International Studies. - Теперь мы не обсуждаем вопрос о том, является ли Грузия государством-неудачником. Мы обсуждаем уровень демократии".

Но в обстановке стремительной реструктуризации с переориентацией на бизнес многие жители Грузии чувствуют, что остались на обочине. Некоторые полагают, что Саакашвили сосредотачивает власть в руках президента и видит в тех, кто его критикует, агентов России (которая пытается восстановить здесь свое влияние), а также обвиняют американцев в том, что они склонны игнорировать недостатки президента.

"Они (американцы) не хотят знать о Грузии ничего плохого. Мы только и слышим, что это единственная истинная "история успеха" американской внешней политики при администрации Буша, - говорит Мамука Церетели, профессор международных отношений в Американском Университете (Вашингтон) и исполнительный директор Американо-грузинского бизнес-совета. - Дело в том, что они думали: если лидер настроен прозападно и проамерикански, то и на нижних уровнях все настроены прозападно и проамерикански".

По словам Брайзы, в администрации США вполне осознают, что многие жители Грузии чувствуют недовольство. "Мы уже долгое время считали, что президенту этой страны было бы очень важно снова наладить контакты с населением", - сказал он.

Некоторые критики Саакашвили предложили поставить помощь США в более прямую зависимость от процесса демократизации. За вычетом средств фонда "Вызовы тысячелетия", помощь США предоставляется в значительной мере безоговорочно, отметил Джонатан Кулик, директор по науке Georgian Foundation for Strategic and International Studies.

Брайза сказал, что оговаривать условия предоставления помощи не понадобится, если выборы будут честными и свободными, а средства массовой информации - восстановлены в прежнем состоянии. "Надеюсь, мы придем к ситуации, когда все пойдет должным образом. Если этого не произойдет, мы снова присмотримся к ситуации. И если в плане демократии эта страна сойдет с пути, то отношения изменятся", - сказал он.

Во вторник вечером Брайза встретился с Саакашвили. Грузинскому президенту 39 лет, по профессии он юрист, окончил Колумбийский университет. По словам Брайзы, на встрече, где присутствовали люди из ближайшего окружения президента, он и его старый друг Саакашвили "на какое-то время отошли в сторонку, выпили немного вина, поговорили о жизни". Брайза сказал, что Саакашвили погружен в раздумья, и добавил, что недавние события стали для грузинского президента "тревожным звонком".

"По-моему, теперь руководство понимает: "Ага, может быть, те, кто стоял у парламента, были правы. Может быть, нам действительно нужно вести диалог в какой-то другой форме". И я теперь чувствую, что некоторые из наших аргументов, давнишних аргументов, наконец-то принимаются во внимание", - пояснил Брайза.

Официальный представитель правительства Георгий Бокерия отмел предположение, что решение отменить чрезвычайное положение принято под давлением из-за рубежа. "Мы вновь разрешаем СМИ работать вовсе не потому, будто так велел Мэтт Брайза, - сказал он. - Это наше решение. Мы не будем беспокоиться о том, чтобы угодить кому-то, кроме нас самих - и нашего электората".

Подчеркнув, что Грузия нуждается в США и не будет игнорировать "правомерные интересы и обеспокоенность наших союзников", Бокерия в то же время назвал реакцию международного сообщества на события 7 ноября чрезмерно раздутой. "Все предпринятые шаги были необходимы для защиты нашего суверенитета и демократии", - сказал он.

Брайза, прибывший в Грузию в прошлые выходные, продлил свой визит на два дня дольше намеченного срока и сказал, что, возможно, вернется уже в ближайший уик-энд. В четверг вечером он сообщил, что продолжает обсуждать с правительством, возможно ли возобновить работу популярного телеканала "Имеди", в студию которого полиция ворвалась посреди прямого эфира, вечером в день разгона демонстрации.

В четверг Брайза встретился с журналистами этого телеканала и сказал, что обсуждает с представителями ЕС и грузинским правительством идею привлечения омбудсмена для наблюдения за соблюдением журналистской этики на всех телеканалах страны. Он подчеркнул, что этот наблюдатель не должен быть американцем. "Наша работа здесь состоит в том, чтобы ратовать за заключение договоренности и способствовать ее осуществлению, - сказал он. - Но тут требуется, чтобы разрешением проблемы ведал ЕС, а не США".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru