Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 октября 2001 г.

Редакция | Financial Times

Грузия в огне

На прошлой неделе над территорией бывшей советской республики Грузия был сбит вертолет ООН. Это стало зловещим напоминанием о том, что Афганистан - не единственное проблемное государство на огромных южных границах России. Этот инцидент напомнил миру об игнорируемых им опасностях Кавказского региона.

После развала Советского Союза Кавказ страдает от этнических конфликтов, непрочных границ, коррупции, бедности. Чеченская война - лишь наиболее яркое проявление травмы региона. Другое ее проявление - грузинский конфликт.

Гражданская война 1992-93 гг. расколола страну по этническому признаку. Провинция Абхазия заявила о своей независимости. Грузия обвиняет Россию в том, что она поддерживает абхазов. Грузия требует, чтобы Москва вывела 2000 миротворцев, находящихся в Абхазии и ушла со спорной военной базы. Москва обвиняет Грузию в том, что она предоставляет убежище боевикам соседней Чечни.

Напряжение последнего времени начались с перестрелок на абхазско-грузинской границе между абхазскими солдатами и грузинскими партизанами, которым, возможно, помогали чеченцы. Именно в этом месте был сбит вертолет с наблюдателями ООН.

Москва представила этот конфликт как пример глобальной войны с терроризмом, которую она с энтузиазмом ведет вместе с США и НАТО. Однако Россия несет ответственность за вспышку насилия. Она применяла чрезмерную военную силу в Чечне. Она способствовала усугублению проблем Грузии и ее лидера Эдуарда Шеварднадзе, которого многие россияне до сих пор считают виновным в развале Советского Союза.

Грузия пользуется значительной поддержкой Запада, представляя себя маленьким отважным государством, спасающимся от русского медведя. Но сейчас Грузии было бы лучше смягчить свою риторику и начать переговоры с Абхазией.

Главное - предотвратить эскалацию насилия. России вне всяких сомнений следует занять менее антигрузинскую позицию. Один из вариантов - дополнить абхазские миротворческие силы нероссийскими частями - например, украинцами - что было бы более терпимо для Грузии. В конце концов, Грузия и Абхазия могут начать обсуждать общее будущее. Абхазия могла бы согласиться на статус, не подразумевающий полной независимости, в обмен получив гарантии невмешательства во внутренние дела.

Урегулирование в Грузии могло бы улучшить политический климат на всем Кавказе. Мир в Чечне - отдаленная перспектива, но Азербайджан и Армения продолжают попытки урегулировать конфликт вокруг Нагорного Карабаха, где они воевали в середине девяностых.

Западу есть что терять. Помимо борьбы с терроризмом, он хочет сделать безопасный Кавказ маршрутом для экспорта каспийских нефти и газа. Учитывая нынешние напряжения в исламском мире, очень важно диверсифицировать источники.

До настоящего момента Запад, пытавшийся выступить в качестве посредника для мирного урегулирования в регионе, смотрел на Россию с большим подозрением. Москве очень не нравилось ощутимое повышение уровня американского присутствия, что вполне понятно. Создание антитеррористического альянса дает России и Западу очередной шанс начать сотрудничать в решении проблемы Кавказа. Этот шанс нельзя упускать.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru