16 октября 2001 г.

Маша Данн | Los Angeles Times

Прогулка космонавтов

В понедельник два российских космонавта вышли в открытый космос, чтобы провести научные эксперименты и повесить рекламу компании ?Кодак? за бортом Международной космической станции.

?Не спешите. Поспокойнее?, - советовал Российский центр управления полетами, когда космонавты высунули головы из люка, расположенного в 400 км. над Землей.

Михаил Тюрин и Владимир Дежуров вышли в открытый космос во второй раз за две недели. В прошлый понедельник они выходили, что присоединить грузовой кран и другое оборудование к самому новому модулю станции - российскому стыковочному отсеку, который служит также выходом для отправляющихся на космические прогулки.

На этот раз космонавты продвинулись чуть-чуть дальше вдоль российской части орбитального комплекса. Когда им сообщили, что они первые люди, добравшиеся до определенной точки, один из них пошутил: ?Точно - здесь нет ни следов, ни отпечатков пальцев?.

Тюрин и Дежуров установили экспериментальное оборудование, которое будет оценивать уровень загрязнения от ракетных двигателей. А потом они выполнили более сложное задание - разместили три ящика размером с чемодан для экспериментов Японского Космического Агентства.

В ящиках находятся образцы растений, металлов, клеящих веществ, пленок, силикатных аэрогелей, сверхлегких пластмасс. Ученые хотят выяснить, как чувствуют себя эти материалы в жестких условиях открытого космоса. В частности, как хорошо они могут защищать от космического мусора.

Через один-три года ученые образцы стоимостью $1 млн. с вкраплениями мелких частиц космического мусора возвратятся на Землю для анализов. Японские ученые надеются, что, изучив фрагменты, они смогут определить их происхождение.

Прежде чем вернуться на борт станции космонавты убрали плакат с российским флагом и заменили его рекламой ?Eastman Kodak Co.? И флаг, и рекламный щит ?Кодака? изготовлены из материалов, которые россияне хотят исследовать на прочность.

На красно-желтом щите размером 30 на 30 см. нарисован логотип ?Кодак? и написаны слова ?Фотографируй. Дальше?.

В прошлом году ?Кодак? заключил контракт по созданию интернет-сайта, на котором будут представлены снимки строительства космической станции. Российское Космическое Агентство обещало предоставлять фотокамеры для работы внутри и вне служебного модуля и установить логотип ?Кодака?.

Российские космические власти - ветераны рекламного бизнеса, они часто размещали рекламные щиты на станции ?Мир?.

В конце шестичасовой прогулки произошло несколько напряженных моментов. Космонавтам не удавалось закрыть за собой люк, им пришлось передвигать задвижку с помощью лома.

Прогулкой руководил российский Центр Управления Полетами. Контролеры НАСА следили за происходящим из Хьюстона.

По плану этот экипаж должен совершить еще одну космическую прогулку в начале ноября.

Калбертсон и его команда отработали половину своей четырехмесячной миссии. В декабре их должен забрать на Землю шаттл ?Endeavour?.

Источник: Los Angeles Times