Отношения черкесов с Москвой нельзя назвать простыми, впрочем, как и взаимоотношения всех остальных северокавказских народов с российской властью, пишет Фолькер Пабст в материале, опубликованном на сайте Neue Zuercher Zeitung. Между тем в связи с событиями в Сирии и предстоящими зимними Олимпийскими играми в Сочи, которые пройдут в 2014 году, "черкесский вопрос" приобретает все большую актуальность.
"Черкесский вопрос" берет свое начало задолго до того, как тогда еще Российская империя закрепила свои позиции на Северном Кавказе, пишет Neue Zuercher Zeitung. К концу Кавказской войны большая часть черкесского населения покинула обжитые земли, переселившись преимущественно в Османскую империю. При этом северокавказскому народу удалось сохранить национальное самосознание и частично язык, несмотря на то, что сменилось не менее шести поколений. Иосиф Сталин еще больше ослабил позиции оставшихся на исторической родине черкесов, разделив их на ряд народностей. В настоящее время численность черкесской диаспоры в Российской Федерации составляет порядка 70 тыс. человек, не считая тех, кто решил вернуться в Россию из-за войны в Сирии.
А вернуться и остаться навсегда хотят многие, пишет Фолькер Пабст. "С начала конфликта в ближневосточной стране несколько сотен черкесских семей переселились в Россию, - продолжает Пабст. - Более того, местная диаспора требует от Москвы эвакуации оставшихся в Сирии соотечественников и упрощенного въезда в Россию". Возможно, черкесы просто солидарны со своими соотечественниками, а может, дело в том, что благодаря притоку из-за границы северокавказский народ хочет восстановить былую численность, отмечает Neue Zuercher Zeitung.
Во всяком случае, многие на Кавказе уверены, что Москва морально обязана оказать необходимую помощь заложникам гражданского противостояния даже несмотря на то, что эти люди не имеют прямого отношения к России. "Однако Москва, в отличие от кавказских регионов, не спешит предпринимать какие-либо шаги", - считает автор статьи. Власти на местах, как пишет издание, предпочитают действовать: северокавказские республики бронируют чартеры для эвакуации, размещают репатриантов в местных санаториях за счет частных пожертвований и строят для них поселки. Первые черкесские репатрианты появились в Северокавказском регионе еще в 1998 году - тогда они покидали Косово.
"Более того, у "черкесского вопроса" есть еще одна грань, и тут дело в городе Сочи, месте проведения зимних Олимпийских игр 2014 года, - продолжает Пабст. - Сам факт того, что Россия проведет здесь Игры через 150 лет после победы в Кавказской войне, является провокацией для многих черкесов". Само название Сочи, как и множество других топонимов в регионе, имеет черкесское происхождение. Город, ныне населенный преимущественно русскими и армянами, даже считался последней столицей "свободной Черкесии", и именно здесь, недалеко от Красной Поляны, русские войска завершили в 1864 году Кавказскую войну. По преданию, Красная Поляна стала так называться из-за впитавшейся в землю крови, отмечает издание.
Поэтому некоторые черкесские организации, выступающие с лозунгами вроде "Сочи - земля геноцида", требуют бойкотировать Олимпийские игры, ссылаясь на то, что "горнолыжные трассы проходят по массовым захоронениям".
Найма Нефляшева, сотрудница РАН, имеющая черкесские корни, хотела бы, чтобы черкесы, аналогично индейцам на Олимпийских играх в Ванкувере, выступили в роли хозяев Игр, отмечает Neue Zuercher Zeitung. "Однако вряд стоит ожидать от Москвы подобных жестов, - рассказывает Найма. - Вместо этого над зданием сочинской администрации символично развевается флаг кубанских казаков, выступавших на стороне царского правительства и сыгравших ключевую роль в ходе Кавказской войны".
По мнению Нефляшевой, игнорируя "черкесский вопрос", "Москва сама лишает себя возможности добиться расположения северокавказских народов", которое так необходимо Кремлю накануне Олимпийских игр в Сочи. Ведь Сочи, как пишет издание, географически является центром неспокойного Северного Кавказа. А столкновения между федералами и исламскими сепаратистами все больше и больше смещаются на запад - теперь к неспокойному Дагестану прибавилась еще и Кабардино-Балкария, а от ее столицы, Нальчика, до Сочи всего 300 км, отмечает издание.