В прошлом месяце в Белграде произошло невообразимое: почти тысяча геев и лесбиянок беспрепятственно прошли с маршем по центру сербской столицы. Глава Сербской православной церкви патриарх Ириней, как пишет Михаэль Мартенс в Frankfurter Allgemeine, пытался предотвратить "катастрофу", но все оказалось напрасно: в этом году "гей-парад", который ранее отменяли по соображениям безопасности, состоялся. Правда, теперь благодаря неустанной деятельности Иринея каждый ребенок в Сербии знает, что гомосексуализм, педофилия, инцест, зоофилия, а "также другие формы удовлетворения противоестественных сексуальных импульсов" - в конце концов, одно и то же, как недавно жаловался иерарх.
По указанию сербского премьер-министра Александра Вучича, в Белград были откомандированы антитеррористическое подразделение SAJ, сербская жандармерия и более семи тысяч полицейских со всей страны. Бронированная техника перекрыла центр города, повсюду находились сотрудники спецслужб в штатском, в результате чего гомосексуалисты смогли без каких-либо проблем дойти до места, где их посадили в полицейские автобусы, которые развезли их по разным частям Белграда, и впоследствии максимально незаметно отпустили, чтобы они не шли единой массой и не стали объектом нападения противников парада, рассказывает Мартенс.
После завершения марша сербский премьер заявил, что "гей-парад в Белграде прошел не потому, что это было одним из поставленных Евросоюзом условий для переговоров по вступлению Сербии в ЕС (...), а из-за Конституции, законов, государства и уважения прав всех людей". Вучич, как отмечает корреспондент, заработал уважение со стороны ЕС, поскольку в государстве, разъедаемом национализмом и нетерпимостью, заявление, что право и законы распространяются и на гомосексуалистов, требует определенного мужества.
"Однако уже тогда Вучич, должно быть, понимал, что в скором времени ему придется предлагать избирателям какую-то компенсацию за парад", - продолжает Мартенс. На протяжении нескольких недель сербские СМИ спекулировали на тему приезда Путина, и вот стало известно, что в этот четверг Путин лично приезжает в Сербию, где примет участие в торжественном праздновании 70-й годовщины освобождения Белграда Красной Армией от немецкой оккупации. "Правда, годовщина будет только 20 октября, но, поскольку гость из Москвы незаменим для этой исторической даты, праздник решили перенести на четыре дня, - замечает журналист: - присутствие Путина важнее". В его честь в Белграде проведут военный парад, подобного которому, по словам сербского министра обороны Братислава Гасича, в стране не проводили с 1985 года.
Некоторые сербские оппозиционные политики поставили под сомнение решение пригласить российского лидера на военный парад - дескать, это не сочетается с имиджем государства, которое ведет переговоры о вступлении в ЕС. Бывший премьер-министр Сербии Зоран Живкович, занявший этот пост после убийства прежнего премьера Зорана Джинджича, считает, что "война между Украиной и Россией - не самый лучший момент для визита Путина". Он опасается, что Сербия "станет на одну сторону со страной, которая не всегда действует в соответствии с международным правом", передает автор.
"Между тем для нынешнего премьера Александра Вучича присутствие Путина станет внутриполитическим успехом, в котором он чрезвычайно нуждается после объявленной в сентябре программы сокращений бюджетникам и структурных реформ",- пишет Мартенс, уточняя, что, например, пенсии сократятся на 16% в месяц, будут уволены многие чиновники, тем же, которые останутся, также снизят зарплату. "С учетом тяжелого хлеба реформ "подзарядка Путина" поддержит ту часть сербского общества, которая видит в России образец политической системы", - говорится в статье.
В Сербии, как добавляет автор, пророссийские настроения распространены намного сильнее, чем, например, в Болгарии. Отчасти это связано с натовскими бомбардировками в 1999 году, отчасти - с тем обстоятельством, что сербы, в отличие от своих болгарских и венгерских соседей, никогда не чувствовали на собственном примере "плоды российской власти".