Не каждый день российский президент приезжает с визитом в небольшой город в американском штате Нью-Джерси. Но Владимир Путин был там, пожимал руку мэру и говорил о "единстве" России с Соединенными Штатами.
В чем же причина этого? Мемориал, предложенный Россией в память о жертвах теракта 11 сентября. Вначале этот мемориал был предложен городу Джерси-Сити, но там его отвергли. Он будет стоять в парке города Байон, на берегу гавани Нью-Йорка.
"Этот памятник всегда будет ярким воплощением нашего единства, - сказал Путин через переводчика на церемонии закладки камня в основание памятника. - Безусловно, это будет великолепный мемориал".
Насколько "великолепный", остается предметом споров.
71-летний Зураб Церетели, массивный бронзовый лист высотой в 106 футов, с трещиной внутри, в которой находится гигантская никелевая слеза размером в 40 футов.
Между тем предыдущие работы Церетели, часто встречались в России пренебрежительным отношением. Один критик как-то назвал Церетели "гением китча".
Его статуя высотой в 150 футов, изображающая Петра I за штурвалом корабля, была убрана из Санкт-Петербурга после протестов (местных жителей).
Из слезы этого мемориала будет подаваться вода, охлажденная почти до температуры замерзания и в результате падающая крупными каплями, так, словно слеза сама "плачет". На постаменте будут выгравированы имена всех людей, которые погибли во время атак в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании 11 сентября, а также имена погибших от взрыва во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке в 1993 году.
Этот памятник стал причиной шумных протестов в Джерси-Сити, после того, как в 2003 году городской Совет одобрил предложение установить здесь памятник. Многие местные жители говорили, что к проектированию памятника следует подключить местных художников, а другие высказывали сомнения в его художественной ценности.
После того как умер самый большой сторонник установки памятника в Нью-Джерси, мэр Гленн Каннингем, город отказался выделить место для установки этого памятника.
Церетели, который во время церемонии в четверг произносил речь через переводчика, высказался просто: "Я очень воодушевлен".
Этот полный 71-летний выходец из Грузии сиял, когда подписывал книги и беседовал с множеством российских репортеров. Он опроверг разговоры о бурных спорах вокруг мемориала и сказал, что он сам "решил найти другое место" для установки памятника, так как смерть Каннингема "омрачила" процесс.
Но в интервью, новый мэр Джерси-Сити, Джеремия Хили, высказал удовлетворение тем, что их город избавился от этого памятника. "Если Байон хочет этот памятник, милости прошу, - сказал мэр. - Я не искусствовед, но этот памятник мне кажется слишком большим. Я не хочу видеть это на нашем берегу реки Гудзон".
Путин, во время приезда которого в город Байон были приняты беспрецедентные меры безопасности, сказал о жертвах 11 сентября: "Мы не должны забывать, что за грандиозностью и монументальностью подобных сооружений стоять конкретные люди. И они всегда будут не только в камне, не только в монументах, но и в наших сердцах".
В свою очередь, официальные лица города Байон сказали о том, что перспектива сооружения здесь мемориала приводит их в восторг. "Лично я считаю, что это прекрасное произведение искусства", - сказал мэр Байона Джозеф Дория.
Касаясь тех противоречивых отзывов, которые получает Церетели, мэр сказал: "Люди критикуют Да Винчи, Микеланджело, Моне и Джексона Поллока".
Боб Шайн, житель города Байон, который посетил церемонию закладки камня, согласен с мнением мэра и считает, что мемориал наверняка привлечет внимание пассажиров кораблей, входящих в гавань Нью-Йорка.
"Вначале вы увидите эту статую и лишь затем - статую Свободы", - говорит он.