Внутриполитически Украина расколота и нуждается в скорейшей конкретной подстраховке со стороны Европейского союза. Главное - это облегчение визового режима и укрепление среднего класса
По всем прогнозам сегодня украинский парламент официально объявит о конце коалиции, образованной "оранжевыми" силами. Тем самым будет подтвержден разрыв между "героями оранжевой революции" на Украине, президентом Ющенко и премьер-министром Тимошенко.
Если после этого в течение 30 дней не будет образована какая-то новая коалиция, президент воспользуется своим правом распустить парламент и назначить новые выборы. В качестве даты их проведения рассматривается 21 декабря. Однако также возможно, что Блок Юлии Тимошенко договорится с Партией регионов Виктора Януковича и тогда будет образована новая коалиция, направленная уже против президента.
Внешним поводом для выхода пропрезидентской фракции "Наша Украина - Национальная самооборона" из коалиции стали тщетные усилия правящего большинства принять 2 сентября в парламенте совместное заявление о положении в Грузии. Это наряду с абсурдным требованием пока еще главы оппозиции Януковича признать государственную независимость Южной Осетии и Абхазии, само собой разумеется, вызвало раздражение внутри Европейского союза. Саммит Украина-ЕС в Париже, отправляясь на который президент Ющенко демонстративно отказался от сопровождения своего премьер-министра, проходил также несколько более отрешенно, чем следовало ожидать на фоне кавказского кризиса и напряженных отношений ЕС с Россией.
Однако теперь для Европейского союза важно не делать ошибочных выводов, а и дальше ясно и однозначно укреплять Украину в ее движении на Запад. Анализ произошедшего показывает следующее: политические игроки Украины полностью фиксированы на своей внутренней борьбе за власть и либо не осознали, какое воздействие на ЕС произвело их расхождение по грузинскому вопросу, либо легко смирились с ним, чтобы набрать очки во внутриполитической борьбе. Однако при всем том нет никаких оснований сомневаться, что на Украине, причем как в народе, так и в политической элите, отчетливое большинство поддерживает сближение с ЕС. Европейский союз выступает за демократию, экономическое развитие и мирное разрешение конфликтов между соседями, а также за добрососедские отношения с Россией, и, ввиду все более агрессивной российской внешней политики, кажется не только прозападным интеллигентам, но и растущему среднему классу, молодому поколению, а также промышленным олигархам Украины наилучшей возможностью для развития собственного государства и укрепления государственной независимости. Отношение к ЕС в украинском общественном создании практически полностью положительное. Это касается также политиков, близких Кремлю, не зря же они в современной ситуации пытаются сыграть на геополитическом антагонизме Россия-США/НАТО и создать впечатление, что ЕС - это, в любом случае, нейтральный наблюдатель, а не игрок.
Без сомнения, конкретная перспектива вступления Украины в ЕС была бы для большей части общества и политической элиты наилучшим стимулом для проведения и ускорения необходимых реформ, и внутриполитически она имела бы дисциплинирующее воздействие на процессы трансформации - как в 90-е годы в Восточной и Центральной Европе. Если в настоящее время по причине собственных реформаторских ошибок ЕС не может связать себя конкретной перспективой вступления для Украины, тогда в рамках текущих переговоров о "договоре об ассоциировании" следует как минимум договориться о конкретном сотрудничестве в ключевых областях и как можно более скорой интеграции Украины в европейские структуры. При этом, во-первых, важно отказаться от всего того, что тормозит реформаторов и сторонников ЕС на Украине, в том числе и на словах. Во-вторых, люди должны почувствовать конкретную выгоду от сотрудничества с ЕС.
Таким сферам, как экономика и энергетика, независимость юстиции и борьбы с коррупцией, должно уделяться особое внимание. Важно обеспечить высокую безопасность для инвестиций, чтобы остановить уже наблюдающийся отток западного капитала и еще больше укрепить экономическую независимость Украины от России. В рамках переговоров о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС следует не только открыть рынок ЕС для украинских товаров, но и обратить внимание на то, чтобы одновременно на Украине были проведены реформы, например, в сфере налогообложения, которые способствовали бы большей прозрачности и конкурентоспособности малых и средних предприятий.
Что же касается отношений с Россией, то ЕС, который в грузинском кризисе проявил свою индивидуальность, после того как дело дошло до вооруженных столкновений, должен действовать превентивно и разъяснять, что согласия Москвы требует далеко не каждый конкретный шаг в интеграции Украины. При всем искреннем стремлении к партнерскому сотрудничеству с Россией Украина заслуживает поддержки в отношении ее северо-восточного соседа именно там, где своими неоимперскими действиями он угрожает политической стабильности в Европе и где его поведение не соответствует европейским принципам и интересам.
Однако при определении будущих отношений между ЕС и Украиной на первом месте должен стоять визовый вопрос. Уже принятых мер по облегчению визового режима явно недостаточно. Главная проблема заключается в том, что европейская визовая политика не учитывает растущий уровень жизни на Украине и усиление интеграционных процессов с западными соседями, что, в конце юнцов, вредно для самого ЕС. Если в конце 90-х годов еще трудно было поверить, что, покупая билеты на международный автобус, украинцы хотят посмотреть на Кельнский собор, то сегодня, десять лет спустя, туризм стал одной из процветающих отраслей экономики. Отдых за границей - это для украинцев уже не исключение, школьники отправляются учить язык в Англию, Францию и Германию, бизнесмены едут в западные столицы, у многих людей есть друзья и родственники в ЕС. Поэтому пора поразмыслить над дальнейшим облегчением визового режима. Ничто не вредит репутации Германии и ЕС больше, чем рассказы об отказах в визах и длительных процедурах их получения, которые часто воспринимаются как оскорбительные.