Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
17 апреля 2000 г.

Майкл Биньон | The Times

Ученый, который наконец обрел покой

Майкл Биньон узнал, что передовой российский историк и диссидент восхищен новым президентом.

Человек, открывший Западу глаза на ужасы сталинизма, отвергает, как необоснованные, страхи по поводу того, что президент Путин превратит страну в полицейское государство, - пишет он в своей статье.

Рой Медведев, самый известный российский историк, бывший диссидент, который был практически единственным источником информации в эпоху Брежнева, говорит, что у Путина есть все шансы повести Россию в правильном направлении: новый президент умен, гибок и знает, какая нищета и социальная разруха царит за пределами столицы. Но, добавляет Медведев, Россия должна приготовиться к встрече с неизвестным; у Путина мало опыта работы в правительстве и есть только достаточно смутные представления о международной политике, в целом он будет вырабатывать свою стратегию на ходу.

Медведев может стать одним из тех, кто может ему в этом помочь. В прошлом году ученый опубликовал биографию Андропова, который в течение долгого времени возглавлял КГБ. И один человек прочитал эту книгу запоем. На Путина, возглавлявшего в то время ФСБ, она произвела такое сильное впечатление, что он вызвал Медведева на Лубянку, в мрачное, зловещее здание, где некогда строились планы сталинских чисток. Была устроена небольшая церемония и прием. Медведеву вручили копию с автографом. Путин и Медведев провели остаток дня вдвоем, обсуждая будущее России.

?Я был потрясен, - говорит Медведев. - С тех пор он не сделал практически ни одного неверного шага. Он не собирался становиться премьер-министром или президентом. У него нет политической программы. Он понятия не имеет, что будет делать. Но то, чего хочет он - заставить страну работать, восстановить порядок и дисциплину - хотим мы все?.

С точки зрения истории эта похвала в адрес бывшего аппаратчика КГБ звучит иронично. Медведев в течение многих лет сам был жертвой репрессий КГБ. Вечный оппозиционер, разочарованный тем обликом, какой коммунизм принял в этой стране, он стал изгоем брежневской эпохи, объектом повышенного внимания андроповских прихвостней. Его перемещения контролировались, его книги запрещались, его контакты с внешним миром были ограничены. Но он знал, что за ним следили умнейшие люди Советского Союза, и допускал, что работа шпионом - неплохая подготовка к управлению государством.

?Агент должен быть умным, решительным, уметь быстро реагировать на происходящее. Вы в Британии должны понимать это лучше других; у вас чуть ли не культ специальных агентов. Джеймс Бонд в любой ситуации знает, что делать. Путину тоже предстоит встреча с неизвестностью?.

Медведев пользуется огромным уважением в России, как ученый, и как человек. В Британии его, наверно, можно сравнить с Тэйлором (A.J.P. Taylor), ученым, который стал общественным деятелем и отчасти неудобным диссидентом. Как и 20 лет назад, Медведев принимает гостей в кабинете с множеством книжных полок и спокойно рассуждает о любых аспектах современной российской политики.

Ему 74 года, но в своих замечаниях о посткоммунистической борьбе за власть, он так же остр, как был всегда. Изменились игроки, изменилась сцена; вместо членов политбюро, пользовавшихся идеологией как орудием в борьбе за власть, теперь между собой дерутся олигархи, разбогатевшие в ходе халтурной российской приватизации и пользующиеся сейчас огромным влиянием, даже в Кремле.

Медведев поддерживает связи со всеми фракциями. В прежние времена, когда его взгляды невозможно было опубликовать в Советском Союзе, всегда находились либералы, которые считали полезным организовать утечку информации о происходящем в засекреченной Партии во внешний мир; Медведев был проводником. Иностранные журналисты знали, что если они без предупреждения появятся в его московской квартире, они наверняка узнают что-нибудь интересное. Согласно неписаному правилу он никогда не принимал иностранцев по утрам; это время дня было отведено под беседы с партийной элитой. Нельзя было, чтобы они пересеклись.

Когда Горбачев открыл Верховный Совет для подлинных дискуссий и попытался изменить окаменелую систему при помощи перестройки, Медведев был реабилитирован. Его статус деятеля, потерявшего свое положение, изменился, к его мнениям начали благоговейно прислушиваться. К удивлению многих он оказался убежденным коммунистом и настаивал, подобно Горбачеву, что партию и систему можно изменить изнутри. В течение двух недолгих лет, с 1989 по 1991 г он был депутатом Верховного Совета и членом Центрального Комитета Партии.

Сейчас у него почти нет времени на контакты с тем, что осталось от Партии. ?Они должны измениться, стать социальными демократами. Но они не меняются; руководители консервативны, избиратели еще консервативнее. Партия просто увядает. Конечно, они будут возражать против всего, что сделает Путин, но это не станет конструктивной оппозицией; у нас в России нет таких традиций?.

Не вся интеллигенция разделят мнение Медведева о Путине. Многие настроены очень подозрительно и развернули против нового президента кампанию в прессе. Но российские интеллектуалы уже не ходят в лохмотьях, как они делали когда-то. Современные россияне хотят разбогатеть, съездить за границу и починить ванную. Мало у кого есть время разглагольствовать за чаем на грязной кухне о свободе самовыражения.

?Я один из немногих, кому удалось остаться независимыми?, - говорит Медведев. Вышло уже более 40 книг Медведева, только что он подписал контракт с западным издательством: рукопись ?От Ельцина к Путину? будет готова к лету.

Самой великой его работой по-прежнему остается его самая знаменитая книга ?Пусть история рассудит? - это убийственный анализ жестокостей, вранья и массового психоза, от которого благодаря сталинизму страдал запуганный Советский Союз. Она опубликована на десятках языков и остается новаторской работой по современной истории. В России до сих пор вышла только третья часть. Дело не в цензуре - сейчас можно опубликовать практически все, что угодно - а в деньгах. Сегодняшнее поколение мало интересуется чтением, от которого его деды сходили с ума; публикация бы просто-напросто не окупилась.

Медведев был и остается неутомимым борцом за права человека. В 1979 он бросил вызов коммунистическому истеблишменту. Руководствуясь бездействующим советским законом, согласно которому человек, не являющийся членом партии, мог все равно принять участие в выборах в том случае, если ему удастся собрать достаточное количество подписей, выдвинул свою кандидатуру. КГБ пришел в замешательство. В разгар кампании я зашел к нему вместе с еще одним журналистом. У Медведева болели зубы, он собирался в местную поликлинику. ?Пойдемте со мной. Мы можем поговорить по дороге?. Он не закончил излагать свои взгляды, когда мы пришли в приемную. ?Конечно, Брежневу это страшно не нравится. КГБ думает, как меня остановить. Но система сама по себе совершенно коррумпирована?. На лицах людей, пришедших в поликлинику, появился ужас. Что это за сумасшедший среди них; или еще хуже - диссидент?

Люди быстро разбежались. Но с тех пор Россия ушла вперед. Медведев на своей даче, в окружении шести кошек и пяти собак, продолжает задавать неприятные вопросы: о Чечне, преступности, коррупции. Сейчас он может говорить даже с Путиным. Человеку, похожему на ветхозаветного пророка, наконец, воздали должное.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru