Свою первую заграничную поездку президент России Владимир Путин начал в воскресенье со встречи с президентом Белоруссии, в ходе которой обсуждался неубедительный союз двух бывших советских республик, - пишет газета.
Российское телевидение сообщило, что Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко обсудили предложения об объединении валют двух стран и формировании объединенных 300-тысячных вооруженных сил для охраны западной границы Белоруссии.
В декабре прошлого года Лукашенко и бывший президент России Ельцин подписали договор о создании Союза России и Белоруссии, учреждении нового совместного кабинета исполнительной власти и парламента и пообещали в течение пяти лет объединить валюты двух стран.
Запад со своей стороны надеялся на то, что воскресная встреча подтолкнет реформы в заброшенной республике. Давление со стороны России - это ?единственное, что реально может дать надежду на макроэкономические реформы?, - говорит Марк Хортон, представитель МВФ в Белоруссии. ?Они не станут слушать, что говорит Фонд или Всемирный Банк, но они послушают Россию?.
Разрыв связей с Западом.
Когда в 1996 г Лукашенко получил полный контроль над государством, Беларусия разорвала свои связи с западными правительствами - которые отказывались признать результаты референдума 1996 - и международными финансовыми институтами.
Белоруссия - единственная страна в Центральной и Восточной Европе, отказавшаяся от поддержки МВФ; деятельность Всемирного Банка ограничилась небольшими социальными программами; Европейский Банк Реконструкции и Развития не выдавал кредитов уже более двух лет. Лукашенко занимался тем, что сам он называет ?рыночным капитализмом? - ограниченной приватизацией, оставляющей большую часть сельского хозяйства и промышленности в руках государства.
Сначала договор посчитали стратегическим ходом двух стран. Но слова о валютной реформе поднимают щекотливый вопрос об экономическом слиянии.
?Единственное оставшееся у Белоруссии оружие - это печатание денег?, - сказал Кен Чармэн, экономист, эксперт программы ТАСИС по Белоруссии. Со времени кризиса 1998 г Россия следовала советам МВФ по жесткой денежной политике, снизив инфляцию к 1999 г до 16%; Белоруссия наоборот в 1999 г вошла в инфляционную спираль, местную валюту Лукашенко недавно назвал ?глупыми деньгами?. В 1999 г инфляция достигла 251%, вынудив правительство напечатать сначала миллионные, а потом и пятимиллионные купюры.
?Экономическая логика говорит, что долго так продолжаться не может, но Белоруссия проявила уникальную способность совершать бессмысленные действия снова и снова?, - сказал Чармэн.
Управление денежной политикой.
Белоруссия хочет совместно управлять денежной политикой союза. Но в ходе поездки в Минск только назначенный экономическим советником нового российского президента Андрей Илларионов сказал на конференции, организованной Всемирным Банком, что Россия не будет увеличивать расходов.
?Я надеюсь, что Россия неизбежно станет на сторону структурных реформ?, - сказал после конференции представитель Всемирного Банка в Минске Сергей Кулик.
Уже в этом году в Белоруссии появились некоторые признаки экономических реформ. Иностранные инвесторы впервые за долгие годы начали давать твердую валюту, а представитель местного МакДональдса сказал, что компания впервые со времени своего открытия в 1996 г сможет оплатить проценты по кредитам. Правительство обещает объединить в один пять разных обменных курсов. Инфляция в первом квартале составила 29%, что сильно отличается от российских 4% за тот же период, но все-таки лучше, чем в прошлом году.
Во вторник в своем ежегодном обращении Лукашенко расхваливал колхозников и государственную промышленность, но российское давление уже начинает ощущаться местной бюрократией.
?Мы отстаем от России по рыночным реформам?, - говорит Евгений Богомазов, один из немногочисленных чиновников Белорусского Министерства Международных Экономических Связей, которые - не очень успешно - занимаются привлечением иностранных инвестиций. ?Но этот союз очень сильно бы повлиял на политику?, - сказал он перед своим отъездом в Москву.
Надеяться не на что.
Однако российская западно-ориентированная оппозиция видит мало обнадеживающего в союзе с Россией. ?Россияне - империалисты, они будут держать Белоруссию и без реформ, чего бы им это не стоило?, - говорит Станислав Богданкевич, бывший глава Центрального Банка, руководящий теперь партией ?Гражданский Союз? из маленького офиса в полуразрушенном жилом доме из тех, что выделены правительством для оппозиции.
Парадоксально то, что самые горячие сторонники Лукашенко - пенсионеры, фермеры, бюджетные работники - могут потерять больше всех от перехода к рыночной экономике даже российского типа.
?Эти люди спят и видят союз с Россией - но они хотят объединяться не с демократической Россией?, - говорит Олег Манаев, директор минского Независимого Института Социально-Экономических и Политических Исследований. Манаев отмечает, что по данным опросов 1999 г 70% горячих сторонников Союза хотели бы восстановить Советский Союз. ?Для них, это - Back to the USSR?, - говорит он.
Местные наблюдатели соглашаются, что политика Белоруссии будет зависеть от все еще остающейся туманной политики Владимира Путина. ?Самый большоя вопрос - не надоест ли России Лукашенко??, - сказал работающий в Минске западный дипломат. ?Я боюсь, что Россия не окажет никакого положительного влияния на Белоруссию, пока не завладеет ей?.