Между большими и малыми государствами, членами Европейского союза, разгорается серьезный спор о будущем Европы. Конфликт возник вокруг должности президента ЕС.
Президент Конвента Валери Жискар д'Эстен выступает за создание поста президента Совета Европы, избираемого на длительный срок. Бывший французский президент в среду на саммите глав государств и правительств ЕС в Афинах заявил об этом уже повторно. Из этого следует, что д'Эстен не посчитался с протестами 17 из нынешних и будущих 25 государств-членов. При оценке взглядов государств-членов надо учитывать, кроме прочего, численность их населения, сказал он в Афинах. Этим высказыванием д'Эстен вступил в противоречие с принципом ЕС, гласящим, что ЕС является, в первую очередь, объединением равноправных государств.
Великобритания, Франция, Италия. Испания и Германия высказываются за то, что введение поста президента Совета Европы, избираемого на длительный срок, делает ненужным шестимесячное председательство. "Надо учитывать количество государств-членов, но также и численность населения, при этом в демократии мы здесь только выигрываем", - говорит д'Эстен. "Если учитывать количество населения, то явное большинство выступает за создание поста президента". Многие малые государства ЕС чувствуют себя задетыми этими высказываниями. Британские же дипломаты, напротив, довольны словами д'Эстена. Они указывают на то, что в шести самых крупных государствах после расширения ЕС будет проживать 77% населения объединенной Европы.
Союз малых государств
Малые государства опасаются, что существование сильного президента Совета Европы урежет полномочия Европейской комиссии. 16 сегодняшних и будущих членов ЕС из числа таких государств создали свое объединение, которое представляет около 100 млн граждан. Их интересы нельзя игнорировать, говорит премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Введение новой должности повлечет за собой появление новой бюрократии, опасается премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт. "Нам нужна более сильная Еврокомиссия, выборный президент Комиссии и министр иностранных дел. То, что нам не нужно, так это новые институты".
Чтобы преодолеть разногласия с малыми государствами, д'Эстен должен доказать, что сильный президент укрепит Еврокомиссию. Что она сможет играть более важную роль во внешней политике. Гораздо большее единодушие среди 25 членов расширенного ЕС существует по вопросу об учреждении должности министра иностранных дел ЕС, говорит д'Эстен. Новая конституция, которая предусматривает данный пост, может вступить в силу не раньше, чем в конце 2005 года.