Спустя почти неделю после того, как американские войска заявили, что обеспечивают безопасность нефтяных месторождений Киркука, сотни мародеров по-прежнему появляются в North Oil Co. и уносят все мало-мальски ценное.
Несколько десятков направленных сюда американских десантников охраняют только перерабатывающий завод этой государственной компании. Они оставили курдским охранникам огромные складские помещения, в которых, до распространения мародерства, находились запчасти на сумму 500 млн долл., необходимые для возобновления работы, которая неделю назад давала миллион баррелей нефти в день.
Один из сотрудников компании сказал, что без этих запчастей, не говоря о сгоревших офисах и разбитых контрольных пультах, понадобится два-три месяца, чтобы восстановить поток легкого сырца, который, как предполагалось, поможет оплатить восстановление Ирака.
South Oil Co., аналогичная компания, которая производит еще 1,5 млн баррелей в день на месторождениях к югу от 32-й параллели, также остановлена из-за войны.
"Я ожидал от американцев лучшего контроля, намного, намного лучшего контроля. Я сам видел, весь этот ущерб причинен у них на глазах", ? сказал Хамид Абульразак Салим, главный инженер North Oil. Салим, как и другие иракские менеджеры, горячо говорит о том, что нефтяной потенциал может возродить страну, искалеченную 12 годами санкций и тремя войнами в течение 30 лет.
"Это место надо охранять в первую очередь, ? сказал Салим. ? Что мы делаем с нефтью? Мы не пьем ее. Мы ее продаем!"
Ущерб, нанесенный обширному комплексу компании, находящемуся северо-западнее Киркука, настолько велик, что его размеры еще предстоит оценить, сказал исполняющий обязанности главного менеджера Адил Казаз. Из кабинетов вынесли технику и телефонные аппараты, а затем помещения подожгли. Около 180 автомашин компании угнано.
Уехали погрузчики и пожарные машины, а также длинные голубые автобусы, которые возили сотрудников North Oil на работу. Теперь рабочие сидят по домам.
Из электрических и механических мастерских, где изготовляли запчасти для трех здешних нефтяных скважин, вынесено практически все, как и из клуба иракских офицеров.
"Если надо соединить одну трубу с другой, чем работать? ? спросила чертежница Надия Адил, сейчас сидящая дома. ? Если нет помещений для работы, где нам чертить?"
Руководство North Oil высказывает тревогу по поводу отсутствия защиты со стороны американцев. Но нефтяники говорят, что понимают эмоции, владевшие курдскими боевиками, которые пришли на комплекс в прошлый четверг. Компания, основанная британцами, которые пробурили первую скважину в 1927 году, превратилась в символ репрессивного иракского государства с тех пор, как в 1972 году ее захватил Багдад. Даже название провинции Киркук было изменено, она стала называться Тамим, что по-арабски означает "национализация".
"Когда в мире останется только два барреля нефти, один из них будет иракским", ? гласит изречение свергнутого президента Саддама Хусейна, установленное у входа на перерабатывающий завод.
Хусейн провел кампанию по "арабизации" нефтяного региона, изгнав из Киркука десятки тысяч курдов. В 1991 году, во время короткого восстания против правления Хусейна, курды тоже громили и грабили объекты North Oil. "Но не до такой степени", ? сказал Салим.
Багдад пал 9 апреля. В тот вечер жители Киркука наблюдали, как военные и лидеры правящей партии Баас готовятся бежать. К рассвету следующего дня остались лишь брошенные блокпосты и пустые бронемашины.
Среди исчезнувших был генеральный директор North Oil Салих Али Хамид. Останавливать работу выпало на долю его заместителя Казаза. Решение парализовало жизнь в Киркуке на большую часть недели: North Oil управляет генератором, который снабжает электроэнергией весь город, включая водяные насосы.
Но выбора не было. Сотрудники кинулись защищать свои дома от мародеров, которые появились на North Oil к полудню.
Главные менеджеры компании, которые называют себя аполитичными и сочли, что им безопасно оставаться, патрулировали улицы кампуса, построенного британцами в стиле поселка для руководителей компании. К полудню мужчины в шароварах со складками, какие любят курды, ходили из дома в дом, требуя отдать им ключи от каждой машины, попадавшейся на глаза.
Нефтяники отдали машины своей компании, но Салим настоял на том, чтобы ему оставили "Фольксваген Пассат" производства 1979 года. 52-летний менеджер, получивший образование в Великобритании и управлявший 2,7 тыс. сотрудников, получал зарплату, не превышавшую 200 долл. в месяц.
Но хотя машину инженеру оставили, он говорит, что утратил чувство общей цели, которое испытывал на протяжении всей своей карьеры. "Я решил быть волонтером, всю жизнь служить людям, ? сказал он. ? Я проиграл".
"Нефть - главная основа Ирака, - продолжал он. ? Ее должно использовать правительство, которое волнуют нужды народа. С разумным правительством, у которого есть разумный план, можно творить чудеса".
Салим вспоминал школы, больницы, впечатляющую сеть дорог, построенных в Ираке на нефтяные деньги в 1970-х, до того, как к власти пришел Саддам и начал бросать страну в одну войну за другой: 8 лет ирано-иракской в 1980-х, в Персидском заливе в 1991-м, "а теперь эта".
"Почти вся прибыль уходит на армию, - сказал Салим. ? А мы в третий раз жжем наши танки".
Киркук пал без единого выстрела, по крайней мере, пока вооруженные курды не начали стрелять на North Oil, сбивая замки с огромных металлических складов, наполненных запчастями. Американцев в пределах видимости не было. К середине дня в четверг, когда на ближайшем выезде образовалась пробка из краденых перегруженных машин, несколько сот бойцов 173-й воздушно-десантной бригады ждали на краю Киркука приказа двигаться вперед.
Спустя много часов, когда Пентагон объявил, что нефтяные месторождения "в безопасности", руководители North Oil, по их словам, знали, что все наоборот. Под контролем США находится только перерабатывающий завод, лабиринт труб, где из сырца добывают серу.
Ополченцы из Патриотического союза Курдистана вальяжно развалились на украденной из офисов мебели на двух главных блокпостах комплекса. По обочинам валяется добро, которое, по наблюдениям менеджера North Oil, исчезает каждую ночь.
Один из самых ценных объектов, транспортное депо, остается без охраны. В понедельник Ясим Хасан и Хидир Осман пробирались через гору пустых картонных коробок возле склада, где находились запчасти на сумму 200 млн долл. к тяжелой технике фирмы Caterpillar. Курды из близлежащего города Ирбила вертели в руках электрический разъем.
"Все правильно, курдам нужны нефтяные месторождения, ? сказал Осман. ? Но мы без работы. Нам нечего делать. Так что мы пришли сюда прогуляться".
"Мы простые люди. Мы ничего не знаем о политике, - добавил Хасан. ? Нашу долю всегда съедали, и мы пришли сюда, чтобы найти что-нибудь".
Пока он говорил, между складами ездили оранжево-белые такси, груженые краденым. На крыше одной из машин были привязаны шесть газовых баллонов и использованная автомобильная шина.