После развала Советского Союза предполагалось, что имперские амбиции России испарились и международная политика в отношении России может осуществляться так, как будто предыдущие дипломатические соображения не актуальны.
Однако они актуальны, поскольку Россия - это богатая амбициозная страна, которая вольготно расположилась в геополитическом центре мира. Продвижение экономических и политических реформ - что после краха коммунизма Запад предпочитает использовать в качестве методов вовлечения России - разумеется, является важным инструментом международной политики.
Однако это не может заменить серьезных попыток противостоять экспансионизму России и ее нынешнему желанию восстановить свой статус великой державы за счет соседей. К России следует относиться как к мировой державе, которой она является, но надо также требовать от нее соответствия стандартам ответственного государства, как в отношениях с Западом, так и в отношениях с соседями, которыми она долго повелевала.
Благодаря высоким ценам на энергоносители, на смену состоянию хаоса, которое превалировало в России начала 1990-х, пришли несколько лет последовательного ежегодного экономического роста и экономика, оцениваемая триллионами долларов.
Повысился уровень жизни (в отличие от средней продолжительности жизни), средний класс растет и набирает уверенность, на акционерном рынке наблюдается настоящий бум, Россия расплатилась по всем долгам, сделанным в начале 1990-х, и на горизонте маячит членство в ВТО.
Однако каждый шаг вперед, сделанный Россией во время второго срока президента Владимира Путина, сопровождался шагом назад. Усиление государственного контроля над экономикой привело к коррупции и некомпетентности. Серьезная политическая оппозиция вытесняется. Источники массовой информации закрываются или переходят в руки правительства и его союзников. На места региональных губернаторов пришли люди Кремля, а российский парламент в рамках кампании Кремля по монополизации государственной власти был "кастрирован".
В сфере международной политики Москва предоставила Ирану дипломатическую защиту в его ядерных амбициях, а российская торговля оружием отличается крайней неразборчивостью. Кремль планомерно запугивает соседние государства. Бывшие советские республики, такие как Грузия, столкнулись фактически с экономическим удушением.
Что может сделать Запад, чтобы убедить Кремль отказаться от преследования своих экспансионистских целей?
Сегодня Россия нуждается в западных рынках, а не в западной помощи. Однако она демонстрирует безобразное монополистическое поведение.
Один из путей для ЕС - это взаимодействовать с Россией в сфере энергетики так же, как с другими монополистическими образованиями, ярким примером которых может выступать Microsoft. Европейская антимонопольная политика, успешно ведущаяся в отношении ряда компаний внутри ЕС и за его пределами, может также помочь превратить "Газпром" в компанию, действующую в рамках разумной конкуренции. Возникает вопрос: почему iPod и iTunes компании Apple подпадают под ограничения ЕС, а "Газпром" нет.
В рамках такого подхода ЕС должен также рассмотреть прекращение монополии "Газпрома" в области инфраструктуры трубопроводов и лицензирования независимых производителей газа.
На долю независимых производителей уже приходится 20% продаж газа внутри страны, и они повышают свою производительность. Повышение прибылей требует рыночных стимулов. Европа может открыто связать вступление России в ВТО с ратификацией ею Энергетической хартии и транзитного протокола, что обеспечило бы доступ к российскому трубопроводу конкурентам "Газпрома".
Таким образом Европа снизила бы риски любой энергетической блокады для всех членов ЕС одинаково, вместо того чтобы заключать раздельные договоры, которые делают остальные государства уязвимыми для энергетического шантажа. Подобная политика требует консенсуса в отношении того, что ни одна страна не должна заключать договоры с "Газпромом", идущие вразрез с планами ЕС способствовать созданию трубопровода из Средней Азии, идущего в обход России.
Совместная деятельность ЕС могла бы стать образцом для развития демократии на его границах, в том числе на Украине, и обеспечить конструктивную модель для коммерческого поведения России.
Россию надо приглашать к участию в институтах и договорах, стимулирующих конкуренцию. Однако реформе России не поможет, а помешает ситуация, при которой Запад будет закрывать глаза на ее экспансионистские претензии - политические или экономические. Независимость республик, отделившихся от Советского Союза, включая Украину, не должна молчаливо игнорироваться Западом, снисходительно относящимся к российскому стремлению к гегемонии.
Фатальная ошибка нынешней основанной на нефти и газе уверенности России в том, что кремлевские лидеры утратили чувство меры. Можно понять российских лидеров в их трудных попытках преодолеть порождения советского правления. Но они не имеют права использовать энергетику в качестве оружия.
Европа должна быть готова потребовать от России того, чего она пока что не проявляла желания дать. Если Россия хочет стать серьезным партнером Запада, она должна быть готова принять обязательства, связанные со стабильностью, наряду с привилегиями.
Юлия Тимошенко - лидер парламентской оппозиции Украины, премьер-министр страны с января по сентябрь 2005 года