Бизнес только при условии свободы в России
Действия путинских отрядов милиции особого назначения против оппозиции Кремлю вызывают "сильное беспокойство" в Европейском союзе. Крайне осторожно отвечая на вопросы и игнорируя те, чей смысл сводился к тому, намерен ли Брюссель осудить действия российских властей в Москве и Санкт-Петербурге, комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер сообщила через своего пресс-секретаря, что, безусловно, вопрос будет поднят в понедельник в Люксембурге, когда "тройка" ЕС на уровне министров иностранных дел встретится в Люксембурге с главой российской дипломатии. Вопрос очень щекотливый. По политическим и экономическим соображениям Евросоюз давно работает над построением стабильных отношений с бывшим советским медведем. Однако дело не может быть закрыто без его рассмотрения. Нарушение самых элементарных прав, если будут получены подтверждения, рискует превратиться в непреодолимое препятствие для диалога.
По некоторым вопросам нельзя идти на уступки. "Свобода слова и собраний - это очень важные ценности, которые Россия обязалась уважать как член Совета Европы, - таким было послание Ферреро-Вальднер, - особенно на этой очень важной фазе подготовки к выборам". По этой причине, заявил Брюссель, "Комиссия будет продолжать в ходе двусторонних встреч поднимать вопрос о соблюдении гражданских прав, свободы прессы и собраний". До этого момента все призывы заканчивались ничем, и громкие заявления, сделанные после убийства журналистки Анны Политковской, мало к чему привели.
По эту сторону бывшего железного занавеса возникает вопрос, что можно сделать, чтобы получить правдивую информацию о столкновениях и арестах, имевших место в конце недели. В действительности, практических инструментов нет или почти нет. Пресс-секретарь Ферреро-Вальднер была вынуждена признать, что у исполнительной власти ЕС "нет возможности провести независимое расследование", но она из кожи вон лезла и говорила, что "наша делегация в Москве имеет контакты и собирает для нас информацию". Единственная возможность оказать давление находится в руках правительств. И это обстоятельство выводит проблему на крайне сложный дипломатический уровень.
Все крутится вокруг соглашения о партнерстве, и Комиссии требуется мандат 27 стран, чтобы официально начать переговоры. Эта процедура, требующая единогласного принятия, была заблокирована польским вето, наложенным в качестве ответной меры на запрет, введенный Россией на экспорт мяса из Польши. Все надеются на то, что ситуация разблокируется в середине мая. Москве это необходимо, как и Брюсселю, потому что она заинтересована в стабильном спросе на свою энергетическую продукцию. Поэтому репрессии со стороны 27 членов могут дать результаты. При условии, естественно, что будет продемонстрировано единодушное намерение использовать в своих интересах потребности российского гиганта и ради общих потребностей будет сделано все возможное, чтобы вернуть его на уже избранный путь уважения в такой же мере элементарных, как и фундаментальных прав.