Нынешняя английская королева использовала латинское выражение annus horribilis ("ужасный год"), чтобы описать 1992-й, когда в Виндзорском замке случился пожар, а личная жизнь ее детей была выставлена на всеобщее обозрение. Однако, рассказывает журналист The Times Уилл Павиа, за пятьсот с лишним лет до этого другому британскому монарху пришлось пережить такой год, в сравнении с которым 1992-й кажется пустяком.
Сюзанна Липскомб, работающая сейчас над своей докторской диссертацией в Оксфорде, в ходе подготовки к выставке в связи 500-летием восшествия Генриха VIII на трон пришла к заключению, что 1536 год превратил его из популярного, спортивного и дружелюбного короля в обрюзглого тирана-женоубийцу. "Никто не писал об этом раньше", - говорит она.
За 12 месяцев Генрих пережил падение с лошади, итогом которого стала язва на ноге и невозможность более заниматься спортом, слухи об измене супруги с ее же родным братом, смерть любимого внебрачного сына и восстание на севере страны, приведшее к позорному перемирию за неимением достаточных вооруженных сил. Вдобавок ему исполнилось 45 лет, что тогда считалось началом старости. От этого кризиса среднего возраста он никогда не оправился.
В то же время доктор Дэвид Старкли, специалист по династии Тюдоров, считает эту интерпретацию, изложенную в новой книге "1536", оригинальным объяснением того, как Генрих превратился из Прекрасного Принца в Синюю Бороду, однако же, по его мнению, процесс трансформации личности короля начался раньше.