"Для испытывающей трудности украинской армии это должно было стать демонстрацией силы", - начинает свой репортаж из Славянска корреспондент The Guardian Люк Гардинг.
Утром 16 апреля колонна из шести бронетранспортеров выдвинулась из города Краматорска. За день до этого подразделения украинской армии вернули контроль над маленьким заброшенным аэродромом. Их следующей целью должен был стать Славянск, однако колонне не удалось далеко продвинуться: у узловой станции Краматорска ее догнала разъяренная толпа. Вскоре появились вооруженные сепаратисты в камуфляже. "Через считанные минуты украинские солдаты сдались, - передает Гардинг. - Они побросали свои бронемашины без единого выстрела. Их захватили пророссийские бойцы. Они подняли российский триколор. Затем они уселись на броню и сделали победный круг почета".
"Теоретически все это происходило на Украине, под властью прозападного киевского правительства и в нескольких сотнях километров от российской границы, - говорится в статье. - На деле же крупные куски территорий на востоке страны открыто бунтуют. Как суверенное государство, Украина стремительно исчезает. Ее армия разваливается. Что произойдет дальше, неизвестно. Однако Кремль может или аннексировать восток, как он сделал с Крымом, снова отмахнувшись от западного возмущения. Или он может дергать за ниточки новое марионеточное образование, вышедшее из-под власти Киева".
Захватившие БТРы вооруженные люди направились на них в Славянск. Они не скрывали, что получают приказы из Москвы. Многие, судя по всему, были российскими военнослужащими из Крыма. Один из них признался корреспонденту, что приехал из Симферополя. Как дела в Крыму? - поинтересовался Гардинг. "Zamechatelna, - ответил солдат. - Старушки счастливы. Благодаря России их пенсии выросли вдвое".
За считанные минуты захваченные БТРы стали главной достопримечательностью Славянска. Девочки-подростки кокетливо позировали для фотографий с парнями в балаклавах. Однако не все жители города разделяли подобный энтузиазм. "Я украинец. Это должна быть территория Украины", - сказал журналисту местный пенсионер Александр Иванович. "Я им не доверяю", - добавил он, указывая на бойцов в масках.
"Мы русские. Мы живем на русской земле. Так какие же из нас сепаратисты? - высказал противоположную точку зрения 52-летний автомеханик Сергей Севенко, встреченный автором у краматорского аэродрома. - Я всю жизнь прожил в Краматорске. Экономическое положение тут ужасное. Мы просто защищаем наш город и нашу собственность от фашистов".
"Эти лихорадочные антикиевские настроения набрали силу, которая все больше кажется непреодолимой. Активная часть населения, по всей видимости, поддерживает ключевое требование протестующих о проведении референдума по вопросу федерализации Украины. Был назначен - правда, непонятно кем - "народный губернатор". Многие местные политики, службы безопасности ключевых восточных городов и милиция, кажется, перешли на сторону противников правительства. Бессилие Киева в этой быстро развивающейся драме представляется полным", - констатирует Гардинг.