Законопроект облегчит выдавливание из компаний миноритарных инвесторов
Инвесторы в России вооружаются против нового законопроекта, который облегчит выдавливание миноритарных акционеров из крупнейших компаний страны.
Инвесторы уже напуганы наступлением Кремля на российский нефтяной гигант ЮКОС, отчаянно пытающийся избежать банкротства. ЮКОС должен до конца месяца урегулировать налоговые претензии на сумму 99 млрд рублей (3,38 млрд долларов), но утверждает, что не имеет наличности для оплаты, так как его счета заморожены.
Закон, получивший в июле предварительное одобрение российского парламента, позволяет владельцу более 90% акций заставить миноритарных инвесторов продать свои акции по цене, установленной оценщиком, которого нанимает и оплачивает мажоритарный акционер. Законопроект должен пройти еще два чтения в парламенте, и его противники надеются, что его удастся изменить.
Миноритарные акционеры в России уязвимы. Обычной практикой владельцев контрольных пакетов в 1990-е годы были тайные эмиссии акций для распространения в своем кругу, вычеркивание имен беспокойных инвесторов из реестра акционеров, вывод прибылей через трансфертное ценообразование и обесценивание активов. При президенте Владимире Путине некоторые лазейки в законодательстве были ликвидированы, а компании стали прозрачнее.
Для некоторых инвесторов новый проект является шагом назад. "Это самая откровенная атака на права инвесторов с момента прихода Путина к власти", - заявил Вильям Браудер, генеральный директор Hermitage Capital Management, московской компании по финансовому управлению. Он сказал, что инвесторы смогут обращаться в суд, если они не согласны с ценой, назначенной оценщиком, но добавил: "Традиционно российские суды не поддерживают попытки миноритариев отстоять свои экономические права".
Аналогичные законодательные нормы, допускающие "выдавливание", существуют в США и Европе, где они направлены на защиту компаний от покупки количества акций, достаточного для угрозы поглощения и последующего принуждения владельцев выкупать их по завышенной цене. Считается также, что они помогают превращать государственные компании в частные. Но Браудер отметил, что в других странах миноритарии могут опротестовать выдавливание в суде, а оценщики и директора несут ответственность за занижение цены акций. Он заявил, что в предлагаемом российском законе подобная система сдержек и противовесов отсутствует.
Сторонники закона утверждают, что он не позволит использовать мелких инвесторов, имеющих право на судебное преследование компаний, акциями которых они владеют, как оружие в спорах, касающихся этих компаний.
Один из авторов законопроекта, Виктор Плескачевский заявил, что закон "помешает нечестным бизнесменам использовать корпоративное право для захвата контроля над компаниями".
Но правительственный чиновник отметил, что законопроект не обеспечивает защиту мелких инвесторов, и он предложит внести в него поправки. "Крупный акционер назначает оценщика и фактически сам устанавливает цену, - заявил Борис Шенцис, эксперт российского министерства экономики по корпоративному управлению. - Давление на миноритариев не должно быть столь очевидным".