В качестве реакции на террористический заговор, раскрытый на прошлой неделе, будет в срочном порядке введена система "профилирования" европейских авиапассажиров, решили вчера на совещании в Лондоне министры внутренних дел стран Европы.
Министр внутренних дел Великобритании Джон Рид настаивал, что новая система, которая коснется всех внутренних и международных перелетов, в Европе и из Европы, не будет включать в себя классификацию по принципу религиозной или этнической принадлежности, но будет проводиться заблаговременно, до начала полета на основании биометрической проверки - использования "электронного глаза" и сканирования лица.
Вице-президент Еврокомиссии Франко Фраттини выразил пожелание, чтобы система заблаговременного контроля по списку пассажиров, подобная уже действующей в Америке и Австралии, была введена как можно быстрее.
Антитеррористический план ЕС предполагает составление к осени руководства по внедрению новой системы, которая будет одновременно способствовать ускоренному прохождению контроля для пассажиров, чья надежность была установлена, и помогать службам безопасности сверять имена со списками подозреваемых в терроризме.
Эта схема является частью пакета мероприятий, принятого вчера на совещании, созванном как акт солидарности и реагирования на раскрытую на прошлой неделе попытку теракта в самолетах.
Перед министрами выступила генеральный директор MI-5 Элиза Мэннингем-Буллер и глава спецоперации Скотланд-Ярда, помощник комиссара Энди Хэйман.
Предлагаемые меры также включают
Чрезвычайный исследовательский проект стоимостью в 237 тысяч фунтов в области распознавания жидкой взрывчатки, с помощью которой предполагалось осуществить теракт.
Новые меры против веб-сайтов, разжигающих терроризм и излагающих технологию изготовления бомб.
Распространение на территорию Европы нового британского режима проверки ручной клади в аэропортах.
Дальнейшие меры по борьбе с радикализмом и вербовкой представителей мусульманских сообществ террористическими организациями.
Проведение в конце месяца саммита служб безопасности Евросоюза для "предотвращения следующего террористического заговора".
После совещания Рид сказал: "Всем нам ясно, что мы в Европе оказались перед лицом устойчивой и очень реальной угрозы. Эта угроза, стоящая в Великобритании перед нами как индивидуумами и как обществом, но это не ограничивается Великобританией. Это оказывает влияние на весь Евросоюз".
Рид, обращаясь к применению изучения данных о пассажирах, сказал, что очень важно различать "профилирование" и "классификацию по этническим и расовым принципам". Вчера вечером не было четко сформулировано, до какой степени Британия готова к такой мере, но в министерстве внутренних дел существует две пилотные схемы - проект "Зрачок" и проект "Семафор". Последний предполагает проверку 10 млн пассажиров на отдельных международных маршрутах в год.
Недавний план министерства внутренних дел по трансформации иммиграционной службы также включает в себя схему "Надежный пассажир", которая позволит к концу года быстро пропускать через контрольные пункты аэропортов 40 тысяч пассажиров с дальнейшим увеличением этого количества.
Однако более строгим проверкам в рамках системы безопасности будут подвергаться пассажиры из регионов "повышенного риска" или путешествующие по маршруту "повышенного риска", что означает двухуровневую систему деления пассажиров.
Опрос, проведенный Spectator и YouGov, опубликованный на этой неделе, показывает, что большинство - 55% - одобряют идею профилирования пассажиров в аэропортах.
При этом министры на вчерашнем совещании признали, что некоторые страны ЕС, а именно Франция и Голландия, хотят пойти еще дальше и ввести открытые проверки для пассажиров-мусульман. Клод Мораес, депутат Европарламента восточного происхождения, сказал вчера, что выборочные проверки, которым он подвергается во время поездок по Европе, в последнее время участились, и предупредил, что связывать терроризм с расой или религией - это "путь к катастрофе".
Профессор Такис Такимидис из Matrix Chambers сказал вчера, что за "всеобщим профилированием" может скрываться деление пассажиров по расовому принципу.
"Например, власти будут подвергать контролю только людей с восточными именами. Однако, если они будут досматривать каждого пассажира, я не вижу в этом проблем. Трудно сказать, возникнут ли проблемы с этой системой без полного понимания, что она собой представляет".
"Даже если в отборе пассажиров будет содержаться этнический элемент, это можно оправдать соображениями национальной безопасности. С другой стороны, если кого-то с криминальным прошлым остановят, это вполне может быть расценено как нарушение прав человека на свободное перемещение в пределах ЕС. Это не имеет отношения к дискриминации, но это может быть непропорциональное вмешательство. По существу, все зависит от ситуации".