Пасдаран (КСИР - Корпус стражей исламской революции) - странное создание. Агрессивное, упорное, но при этом способное изменяться. Когда их создавали на заре исламского режима, они играли роль охранников духовенства. Их называли "кровью революции". Имам Хомейни смотрел на них взором сурового отца, прекрасно понимающего, что они пойдут за него и в огонь, и в воду. Так и произошло.
В 1980 году Иран был атакован Ираком Саддама Хусейна, и границы Ирана стойко обороняли именно пасдаран. Аятоллы направляли их на смерть тысячами, как и полувоенные формирования басиджей (Силы сопротивления, народное ополчение) против гораздо лучше вооруженных иракцев. Эти жертвы лишь возвысили их имидж и придали авторитета. И не только. Все эти жертвы способствовали тому, что постепенно стражи исламской революции приобретали власть. После отражения внешней опасности (Ирак), Тегеран превратил их в аппарат безопасности с двойственными функциями: следить за армией и выступать против внутренних врагов.
Так называемая вторая фаза существования пасдаран сопровождалась крупными военными усилиями. У КСИР начали появляться самолеты, военно-морские подразделения, ракеты большой дальности и предприятия по производству вооружений. Почти государство в государстве, все больше приближающееся к самым радикальным позициям теократии. Если начнется агрессия - существовал такой лозунг - именно они должны будут дать ответ и сделать невыносимой жизнь захватчика. Постепенно КСИР создал отделение по проведению тайных операций. В мире разведки оно известно как "Армия Кудс", оно имеет различные подразделения и специализируется на повстанческой и подрывной деятельности. "Офицеры" Кудс были направлены в Ливан для оказания поддержки друзьям из "Хизбаллы", в Газу на помощь "Хамасу", другие - в западные страны, в том числе и в Италию, чтобы играть роль пятой колонны. Они занимаются обычной деятельностью, в частности, торговлей. Но в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств они могут превратиться в действующих агентов.
С течением времени пасдаран обрели контроль над некоторыми стратегическими секторами. Речь, в частности, идет о развитии программы ядерных исследований в военных целях, доработке ракет большой дальности - при содействии Северной Кореи, Китая, России, подготовке специальных войск, способных противостоять возможным действиям США в Персидском заливе. Мы можем назвать это сезоном объявлений: режим и командование КСИР соревнуются в представлении "новых вооружений": подводные лодки-ракетоносцы, реактивные самолеты, мини-субмарины, быстроходные катера, противокорабельные снаряды. В действительности речь идет о плохо сделанных копиях российских и западных видов вооружений или же средствах, приобретенных за рубежом, а затем модифицированных. Отставание в сфере обычных вооружений не должно вводить в заблуждение. В руках пасдаран - по некоторым оценкам их почти 150 тысяч - ключи от стратегического оружия.
Помимо этого "военного" веса, КСИР обрел и политический вес. С приходом к власти президента Ахмадинежада - он также бывший участник пасдаран - многие стражи исламской революции стали министрами и руководителями важных ведомств. По мнению некоторых наблюдателей, речь идет о ползучем перевороте. По мнению других аналитиков, военные всего лишь воспользовались представившейся возможностью. Они видят в нынешнем президенте покровителя, но готовы избавиться от него, если он станет препятствием на пути реализации их интересов.
И эти интересы не только политические. Самый важный этап в современной истории КСИР, безусловно, связан с бизнесом. Пасдаран управляют не только танками, но и руководят экономической империей. Они строят большие дороги, обеспечивают деятельность больших аэропортов, торгуют нефтью, руководят мощными фондами, соревнуются за получение подрядов. Они выиграли контракт на сумму в 1,5 млрд евро на разработку газового месторождения и второй - на строительство трубопровода в Пакистан. Власти передали в ведение КСИР многие порты, освобожденные от налогов, что приносит в казну стражей огромные доходы. Как отметил недавно известный аналитик Карим Саджадпур из Фонда Карнеги за международный мир, члены КСИР не испытывают дискомфорта от изоляции Ирана, поскольку она приносит пользу их бизнесу. "Они превратились в своего рода мафию, которая боится выходить на мировой рынок. Они хотят быть управляющими", - утверждает эксперт. Но он потом добавляет: "Но не рассматривайте их как монолитный блок. Существует много фракций: есть одна группировка, которая хочет перемен, но она должна считаться с более сильным меньшинством, занимающим радикальные позиции". Таким образом, они готовы быть кровью революции, но при условии, что это соответствует их интересам.