Иран воспользовался бишкекской встречей глав государств региональной организации, ведающей проблемами безопасности, чтобы яростно раскритиковать американские планы противоракетного щита, а президент России Владимир В. Путин косвенно осудил то, что сам называет однополярной внешней политикой Вашингтона.
Выступая на ежегодном однодневном саммите Шанхайской организации сотрудничества, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что планируемая система ПРО, которая будет размещена в Восточной Европе, это "угроза более чем одной стране", и подчеркнул, что она коснется "значительной части Азии и государств-членов ШОС".
Шанхайская организация сотрудничества, созданная шесть лет назад, объединяет Россию и Китай, а также бывшие советские союзные республики: Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан - под флагом борьбы с терроризмом и укрепления регионального сотрудничества. Иран имеет в этой организации статус наблюдателя.
На этой неделе организация проводит совместные военные учения в Челябинске, Россия, в которых участвуют более 6000 военнослужащих.
Обсуждение вопросов безопасности - не единственный аспект ШОС. Она также предоставила форум для критики политического курса США. На саммите ШОС в 2005 году в Казахстане государства-члены требовали, чтобы Вашингтон предоставил график полного вывода своих войск из Средней Азии.
Путин, не упоминая напрямую о Соединенных Штатах, призвал к "многополярному" мировому порядку. Это сочетается с его частыми критическими замечаниями по поводу внешней политики администрации Буша, которую Путин считает однополярной. "Любые попытки в одиночку решать глобальные и региональные проблемы перспектив не имеют", - сказал он.
В совместном заявлении по итогам саммита сказано, что современные вызовы и угрозы безопасности могут быть эффективно нейтрализованы только путем слаженных усилий международного сообщества.
По мнению аналитиков, ШОС надеется стать противовесом влиянию Запада в богатых энергоносителями среднеазиатских странах, стратегическое значение которых неуклонно возрастает.
Государства-члены ШОС объединяет "искренняя общая обеспокоенность вопросами безопасности, границ, торговли и энергетики", отмечает Майкл Холл, эксперт по Средней Азии, ранее работавший в International Crisis Group в Бишкеке. "Есть определенное ощущение, что они хотят дать понять США, что являются силой, с которой нужно считаться".
Россия и Китай стремятся зарезервировать для собственных нужд значительные запасы энергоресурсов в Средней Азии. Россия также хочет сохранить за собой господствующие позиции в регионе, который она издавна относит к своей традиционной сфере влияния.
На этой неделе руководство Китайской национальной нефтяной корпорации объявило, что Китай и Туркмения (занимающая второе место по добыче природного газа среди бывших советских союзных республик) создадут рабочие группы, дабы обеспечить поставки газа в Китай (речь идет о 30 млрд кубометрах газа в год в течение 30 лет).
Москва заключила долгосрочные контракты на поставку газа с Узбекистаном, Казахстаном и Туркменией, дабы восполнить свои уменьшающиеся запасы. Недавно она также подписала соглашение о транзите туркменского газа через Россию.
Вышеупомянутая сделка о газопроводе была воспринята особенно болезненно - как коммерческий удар по Соединенным Штатам, которые надеются доставлять туркменский газ через Каспийское море на европейские рынки.