"Чем больше войск они присылают, тем больше у нас мишеней", - услышал корреспондент The Guardian Гхайт Абдул-Ахад от талибов, побывав в их горном лагере.
В провинциях Хост, Пактия и Пактика на юго-востоке Афганистана главный человек - Джалалуддин Хаккани, знаменитый полевой командир, вождь племени и священнослужитель, впервые достигший известности во время войны с советскими войсками, пишет автор. "За более чем 20 лет борьбы он создал себе протяженную сферу влияния, распространяющуюся на восток Афганистана и область Вазиристан в Пакистане, часто посещал страны Персидского залива", - сообщает он.
Хаккани - союзник верховного лидера талибов муллы Омара, но сохраняет независимость. Он проводит операции на территории, контролируемой правительством, в том числе в Кабуле. Боевики Хаккани действуют слаженно, причем террористы-смертники врываются в здания и подрывают себя.
"Мы ждали людей Хаккани в придорожном кафе близ пакистанской границы, где старые русские грузовики, украшенные сотнями колокольчиков, нарисованными водопадами, орлами и религиозными девизами, кряхтели под грузом риса, сахара и муки, ввозимых из Пакистана, и незаконно срубленных деревьев, вывозимых в обратном направлении", - рассказывает журналист. По его словам, афганское правительство контролирует основные дороги страны с девяти утра до четырех часов вечера, а в остальное время на них распоряжаются талибы.
"Здесь 95% населения поддерживают талибов", - пояснил корреспонденту некий молодой пуштун, поэт и журналист. "Мы мусульмане и люди своего племени, талибы - тоже мусульмане и люди из тех же племен, а иностранные военные - не мусульмане. Аллах повелел нам бороться с оккупацией, и народ - против оккупации. Поэтому талибы не скрываются", - поведал он. Там же корреспондент наблюдал, как талибы на грузовике собирали пожертвования: мальчик спел боевой гимн, усиливаемый колонками, и несколько мужчин дали ему денег.
Затем корреспондента отвезли в горный лагерь, где он насчитал более ста бойцов. Они были в российских или натовских плащ-палатках, вместо традиционных шлепанцев носили сапоги или кроссовки. Больше всего автора поразила их манера носить оружие: не на плече, как обычно водится у повстанцев, а на груди, одну руку держа у спуска, а другой направляя ствол в землю. Командир отряда, Мавлави Джалали, говорил тоном учителя: он заодно преподает в медресе.
"Американцы свергли эмират [талибов], и мы воюем за то, чтобы его возродить. Когда талибы были здесь, джихад происходил только в Афганистане. Теперь, благодаря американцам, джихад распространился на много других стран", - сказал Джалали в интервью. По словам командира, талибы минируют улицы, ведут бои и атакуют открыто. В среднем они два-три раза в день нападают на американцев и их союзников.
"Молодежь жаждет вступить в наши ряды, но мы говорим им: доучитесь в медресе. Сейчас у нас на всех не хватает снабжения. Улицы и города контролируются правительством и американцами, так как у них самолеты, но горы принадлежат нам", - сказал Джалали.
Боевики заявили, что не боятся беспилотных самолетов-разведчиков: "Если неподвижно стоять во тьме, тебя не увидят. Так написано в Коране". Молятся в лагере поочередно: пока одни совершают намаз, другие остаются на страже, говорится в статье.
На ночь отряд разделился на три группы: две отправились ночевать в деревни, а третья заняла оборонительную позицию на утесе. Корреспондент оказался в селении, где одно из семейств уступило талибам самую большую комнату в доме и подало ужин.
"В отличие от других талибских формирований, люди Хаккани не сочетают вооруженную борьбу с крестьянским трудом или работой", - пишет автор, пояснив со слов боевиков, что в свободное время они изучают ислам.
Специалист по засадам поведал, что теперь повстанцы пробираются к месту нападения кучками по два-три человека. "Он расположил на столе стакан, ломоть хлеба и огурец, которые образовали вершины треугольника", - пишет автор. Стакан обозначал объект засады, а хлеб и огурец - позиции боевиков: "Мы подрываем их на фугасе, а сами располагаемся вот тут и стреляем. Потом отходим к лесу, пока не прилетят вертолеты".
"Деревенские жители кормят нас и дают нам кров, но иногда ими овладевает малодушие - они думают, что иностранцы хотят им помочь, организовав программы по развитию, а это неправда. Поэтому мы вынуждены силой срывать эти проекты, чтобы защитить крестьян", - сказал командир талибов. Он также пояснил, что государственные школы они закрыли, так как недовольны их учебной программой, зато открыли для детей медресе.