В ЕС нет единого мнения, какую политику следует проводить в отношении Украины, пишет Financial Times. Председательствующая в объединении Польша выступает за скорейшее заключение с Украиной соглашений о свободе торговли и сотрудничестве, дабы "усилить влияние ЕС на Киев". Ее оппоненты настаивают на том, что сначала следует усилить влияние, а уж потом подписывать документы. Важность спора обусловлена еще и тем, что его исход "может стать прецедентным для других стран, расположенных по соседству с ЕС", отмечает Роман Олеарчик.
Из-за стремления Москвы "упрочить экономические связи с соседями" Украина оказалась вовлечена в "перетягивание каната" между Россией и Европейским союзом. От контроля над Украиной зависит статус России как "евразийской империи", указал в 1997 году политолог Збигнев Бжезинский. Как полагает глава украинского отделения Фонда Конрада Аденауэра Нико Ланге, в администрации Януковича "понимают, что им не найти иного способа уравновесить Россию, кроме как интегрироваться в ЕС. Иначе Россия получит подавляющее преимущество, и с ней трудно будет справляться".
Виктор Янукович как никогда близко подошел к подписанию соглашений с ЕС, однако из-за "попрания ценностей Евросоюза", под которыми подразумевается "свертывание демократических достижений" и "преследование политических оппонентов", странам Европы сложно идти на контакт с Киевом, говорится в статье. "Что это будет за сигнал, если включить государство в эту новую форму взаимодействия, притом что у него одни из худших в мире показателей по деловому климату, коррупции, оно имеет серьезные проблемы с демократией и законностью, преследует предыдущее правительство? Что это будет за сигнал для Африки и Белоруссии?" - вопрошает Ланге. В то же время "Брюссель боится оттолкнуть Януковича и лишиться шанса направить Украину по европейскому пути", - заключает Financial Times.