"Просто глупые девчонки, которые жаждут популярности", - так охарактеризовала участниц Pussy Riot 47-летняя москвичка Анна Белозерова, пишет в своей статье для The New Statesman французская журналистка Валерия Коста-Кострицки.
Мнение Анны типично для многих россиян, с которыми пообщалась журналистка. "Однако участницы Pussy Riot - очень начитанные, особенно в области теории феминизма", - возражает Коста-Кострицки. Более того, все три подсудимые участвовали в массовых антипутинских митингах. "Они подчеркивают: их акция не имела антирелигиозного характера, а выражала протест против сговора Церкви и государства в России", - пишет автор.
Впрочем, не все россияне рассуждают так, как Белозерова. "Девушки словно бы взяли большой мешок с дерьмом и вынули затычку", - говорит 30-летняя Валерия Овеченко, пресс-атташе художественной галереи. "Коррупция в Церкви, ее колоссальное богатство, ее тесные связи с государством - Кирилл, патриарх РПЦ, - бывший сотрудник КГБ, совсем как Путин - все это хорошо известно, но никогда раньше не обсуждалось публично", - говорится в статье.
Овеченко религиозна, но восприняла "панк-молебен" как критику в адрес церковных иерархов. По ее словам, акция Pussy Riot выразила разочарованность ее поколения: "Я родилась в 1981 году и помню советские времена, когда жить было чрезвычайно тяжело, и 90-е, когда все разрушила мафия. Мы устали. Мое поколение хочет жить прямо сейчас".
Но на вопрос о феминистских лозунгах Pussy Riot Овеченко дала ответ, который удивил журналистку: "Феминизм - просто миф для маленьких девочек, которые смотрят американские фильмы. У нас в России нет времени на феминизм".
"Овеченко, возможно, не разделяет мнение стороны обвинения на процессе Pussy Riot, которая назвала феминизм "смертным грехом" и выставила в качестве свидетельницы благочестивую старушку, заявившую в показаниях, что слово феминизм непристойное, если оно звучит в церкви. Но в России даже люди с прогрессивными политическими убеждениями относятся к термину "феминизм" подозрительно или откровенно враждебно", - говорится в статье.
Как объяснить этот феномен? Многие россиянки работают наравне с мужчинами, а на деле больше, чем мужчины: "они не назовут себя феминистками, но они феминистки по необходимости, если и не по свободному выбору", - говорит Светлана Колчик, редактор российской версии Marie Claire.
Журналистка Мириам Элдер указала на исторический контекст: советская кампания за равноправие не оправдала себя, так как работающие женщины по-прежнему выполняли еще и всю работу по дому. "Западное определение феминизма - борьба за равенство на рабочем месте - в России как-то не прижилось", - резюмирует автор. Но на деле у россиянок те же проблемы, что и у западных женщин: более низкая зарплата по сравнению с мужчинами, домашнее насилие.
"В России феминизм остается в подполье. Pussy Riot пытается начать разговор о нем, как и о политике и религии", - заключает автор.