Два года назад Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров, кураторы выставки "Запретное искусство", где демонстрировались современные произведения, критикующие религию, тоже были судимы за "разжигание религиозной ненависти", напоминает Tagesspiegel, однако дело ограничилось денежным штрафом.
Теперь же Ерофеев считает, что три участницы Pussy Riot получат тюремные сроки. По его словам, "тогда у власти был Дмитрий Медведев, и у него был ряд вменяемых консультантов. Теперь президент - Владимир Путин, и весь процесс допускает только один вывод: Кремль хочет продемонстрировать максимально бесчеловечную позицию".
Как пишет автор статьи, Ерофеев после суда стал изгоем: он был уволен из Третьяковской галереи, где с 2002 года руководил отделом современного искусства, и ни одна официальная структура больше не хочет иметь с ним дела.
По словам Ерофеева, режим испугался Pussy Riot, потому что панк-группа вышла за обычные рамки перформанса. Первый ответ на поисковой запрос "Богородица" в Рунете - "Богородица, Путина прогони"; искусство уже давно не производило в России такого эффекта, говорит Ерофеев. Pussy Riot вышли из пространства искусства и вторглись в пространство Церкви, и именно это стирание границ спровоцировало Церковь и государство.
В том, что дело приняло такой размах, Ерофеев видит почерк "кремлевского демиурга" Вячеслава Суркова. По словам Ерофеева, Сурков поддерживает и Церковь, и деятелей современного искусства, таких, как Марат Гельман, а потом натравливает их друг на друга. Вследствие этого возникает такой глубокий раскол общества, которого в девяностые еще не было, продолжает Ерофеев. "За последнее десятилетие Церковь стала заменой КПСС", - говорит он. "Сегодня она воплощает реакционную часть нашего общества, она подпитывает антипатию против Запада и современного человека вообще".
Автор статьи отмечает, что противостояние вызвало волну антиклерикальных настроений, приводя в пример выпады в прессе против патриарха Кирилла из-за дорогих часов и роскошной квартиры в центре Москвы.
Он напоминает, что в последние дни перед вынесением приговора кампания солидарности с Pussy Riot приняла небывалый масштаб, но Кремль, по-видимому, не придает никакого значения критике из-за рубежа.