"Выжить" ? вот главная цель жителей Афганистана сегодня, говорит Кэрол Беллами, директор ЮНИСЕФ. Поэтому первоочередная цель для ООН ? это гуманитарная помощь.
- Госпожа Беллами, Вы недавно вернулись из Афганистана. Что Вы там видели?
- Я была в Кабуле. Там сильно разрушены целые кварталы, много зданий пострадало от бомбежек. Что-то было разрушено еще в начале девяностых годов - ведь война идет больше 20 лет. Поэтому положение женщин и детей в этой стране сегодня является одним их худших в мире.
- Вы как директор ЮНИСЕФ уделяете женщинам и детям особое внимание. Что в этом плане бросилось Вам в глаза в афганской столице?
- Я видела, например, как афганских детей учат избегать противопехотных мин и неразорвавшихся снарядов. В последнее время повсюду лежат неразорвавшиеся снаряды. При этом я была удивлена, сколько эти дети уже знают об обращении с потенциальной опасностью ? за годы войны мины стали частью их жизни.
Затем я встречала женщин, которые в последние 5 лет не имели возможности работать и теперь настроены "осторожно оптимистично", считая, что положение может измениться. Я говорила с учительницами, которые все это время тайком учили девочек, хотя это тоже было запрещено с тех пор, как к власти пришли талибы.
- Разновидность параллельной школьной системы, аналогичной той, которую создало албанское население Косово в период его угнетения?
- Это было не совсем так, как в Косово. Дипломированные учителя в Афганистане ? это на 75% женщины. После того, как правительство "Талибана" запретило этим женщинам преподавать, обучение практически прекратилось, и для девушек, которые вовсе уже не могли ходить в школу, и для мальчиков, которые теоретически могли бы учиться дальше. В Кабуле и в других городах в частных условиях, на дому, учительницы пытались дать ? и девочкам, и мальчикам ? хотя бы минимум школьного материала.
- Учительницы, которые действовали таким образом, должны были обладать большим мужеством. Они представляют собой тонкий слой афганских эмансипированных женщин.
- Это правда. В этой стране грамоте обучены только 25% мужчин и 5% женщин. Преобладающее большинство афганок не умеет ни читать, ни писать. Однако талибы подавляли не только образованных женщин, но также и необразованных, страдали все. Из этого опыта мы и должны исходить.
- Что Вы знаете о ситуации на земле, в деревнях?
- По отношению к женщинам особо строгий режим господствовал в Кабуле и Кандагаре, вдали от центров власти представители "Талибана" часто действовали гибче. Но применение силы против женщин, дискриминация женского пола были в деревнях обычным делом и, что немаловажно, это наблюдалось и на территориях, подконтрольных Северному альянсу.
- С тех пор, как президент США Буш объявил войну исламскими фундаменталистам в Афганистане, весь мир сочувствует афганским женщинам. Однако им плохо уже довольно давно, но раньше никто об этом не вспоминал.
- Да, к сожалению. В 1998 при талибах я была в Джелалабаде и агитировала их за то, чтобы девочкам разрешили учиться в школе. Они не согласились. В ООН уже давно говорят о положении афганских женщин, но только теперь нас услышали. Раньше было так же сложно найти деньги на реализацию программ в Афганистане, как и для Конго или Анголы.
- Каковы сиюминутные потребности?
- Выжить, выжить и выжить! Международное сообщество может обсуждать состав нового правительства в Кабуле. Однако люди на местах нуждаются в еде, одежде и защите, чтобы пережить зиму. Им нужны крыша над головой, тарелка супа и теплое одеяло - это то, что сейчас в особой цене. Мы вместе с комитетом по делам беженцев и организацией помощи голодающим ООН сконцентрировались на оказании именно такой помощи. Уже в декабре на западе Афганистана мы начнем вакцинацию 390 000 детей против кори, чтобы предотвратить развитие эпидемии.
- О каких суммах идет речь?
- Для оказания экстренной гуманитарной помощи в Афганистане в течение следующих шести месяцев ООН предполагает израсходовать в общей сложности 0,5 млрд. долларов, из них 108 млн. придется на долю ЮНИСЕФ.
- Каковы ваши среднесрочные планы?
- В Афганистане сегодня умирает каждый четвертый ребенок в возрасте до 5 лет - это один из самых высоких показателей смертности в этой категории во всем мире. Каждые 30 минут от осложнений при беременности или родах умирает одна афганка, это тоже не представимо при современном развитии медицины. ЮНИСЕФ вместе с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) посвятит свой труд в этой стране, прежде всего, охране здоровья. Мы хотим предотвратить, например, развитие желудочно-кишечных и легочных инфекций. Помимо этого люди должны быть обеспечены чистой водой.
- Что Вы собираетесь сделать для школ?
- Конечно, мы будем участвовать также в формировании новой концепции воспитания, однако, на это потребуется время. Наши люди в Кабуле, Герате и в других местах уже обследуют дома, которые в будущем можно было бы использовать в качестве школьных зданий. Кроме того, надо набрать учителей, как из Афганистана, так и из разбросанных по всему свету афганцев. Затем мы попытаемся объединить школы в обычную сеть, которая будет поддержана правительством. ЮНИСЕФ в рамках ООН, вероятно, возьмет на себя руководство разработкой образовательных программ. Мы думаем также о том, чтобы создать некую систему финансирования, за счет которой на начальном этапе можно будет выплачивать учителям зарплату.
- Мужчины натворили бед, женщины и дети страдают от этого. Это итог Вашей поездки в Афганистан?
- Этот горький вывод напрашивается, однако не только после посещения Афганистана. 100 лет назад жертвами войн становились, в основном, воюющие мужчины. Сегодня страдают преимущественно женщины и дети. В вооруженных конфликтах воюющие стороны используют гражданское население не только в качестве прикрытия, они все чаще избирают гражданских лица в качестве "стратегических целей". Дети ? это те, кто после войны чаще других становятся жертвами противопехотных мин.
Кэрол Беллами родилась в 1942 в Плейнсфилде, Нью-Джерси, с мая 1995 года работает исполнительным директором Детского фонда ООН ЮНИСЕФ. Первая женщина на этом посту.