Через несколько недель после того, как группа компаний во главе с "Exxon Mobil" заявила, что вложит в морской нефтегазовый проект на российском Дальнем Востоке 12 млрд. долларов, другие иностранные инвесторы начали говорить, что постепенно меняют свое отношение к России и хотят вдохнуть новую в жизнь в давно застопорившиеся проекты.
"British Petroleum PLC" хочет получить лицензию на разработку месторождения, расположенного у берегов острова Сахалин. Здесь же расположены объекты, в которые собирается вкладывать средства "Exxon Mobile". "Royal Dutch/Shell" вместе с партнерами также хочет потратить до 8,5 млрд. долларов на этом отдаленном острове у северных берегов Японии и надеется к концу года создать совместное с ОАО "Газпром" предприятие по разработке газового месторождения на Крайнем Севере.
Правда, Москва может развеять зарождающийся оптимизм, не приняв обещанное законодательство по защите долгосрочных инвестиций в энергетическом секторе. Но иностранные компании говорят, что при президенте Владимире Путине инвестиционный климат улучшается достаточно быстро, и они решили вновь обратить свой взор на Россию и ее огромные ресурсы. "Инициативы правительства Путина позволяют надеяться на то, что это правительство знает, чего хочет и будет систематически приводить ситуацию в порядок", - сказал Рейн Тамбезер, президент российского представительства "Shell".
Россия владеет 5% разведанных мировых запасов нефти и 32% запасов газа. Эта страна давно является логической целью для иностранных нефтяных компаний, но первые попытки выйти на этот рынок, как правило, оканчивались неудачей из-за коррупции и бюрократии. Влиятельные российские нефтяные компании пугаются нежелательной на их взгляд конкуренции, бюрократы требуют взяток. Отрезвляющей поучительной историей может послужить шумный конфликт "British Petroleum" с российским конкурентом по поводу крупных сибирских месторождений.
Однако, по словам директора по общественным связям московского представительства компании Питера Хеншоу, многострадальная ВР почувствовала, что летом этого года, после того, как она урегулировала конфликт с "ТНК", "психологический вес" сместился. "Люди действительно чувствуют, что инвестиционный климат меняется. Поведение российских корпораций тоже вселяет надежды", - сказал Хеншоу. ВР и другие считают главными достижениями налоговую реформу и сокращение количества бюрократических процедур.
Подкрепляет уверенность также тот факт, что после 11 сентября улучшились отношения страны с Западом. Инвесторы чувствуют, что "если что-то пойдет не так, будет легче поправить ситуацию", - считает Хеншоу.
Российские нефтяные компании тоже начали доверять новому климату, вкладывать больше средств в нефтяные месторождения. Длительное падение объемов добычи прекратилось. Пока неизвестно, хотят ли они поделиться дарами с иностранцами, но если надежды иностранцев оправдаются, то страна еще быстрее превысит нынешние 7,2 млн. баррелей в день. Россияне говорят, что на острове Сахалин, который так популярен у иностранных инвесторов в связи с близостью к азиатским рынкам, содержится столько же нефти и газа, сколько на месторождении "Prudhoe Bay" на Аляске.
Чтобы закрепиться на Сахалине, ВР и ее российские партнеры даже готовы пойти на то, что иностранные компании посчитали бы риском: они планируют провести предварительные работы на блоке месторождений Сахалин-5, не заключив формальное соглашение по разделу продукции.
Инострацы давно настаивают на том, что только контракты по СРП, подписанные правительством, могут гарантировать безопасность инвестиций, но правительство не торопится их заключать.
"Рано или поздно что-нибудь будет доведено до конца", - сказал Хеншоу. ВР и ее партнеры, ОАО "Роснефть" и ОАО "Сахалинморнефтегаз", просят государство выдать обычную лицензию на проведение разведывательных работ и готовы потратить на эти работы от 15 до 50 млн. долларов.
Неразвитая система СРП остается камнем преткновения. За последнее десятилетие государство заключило лишь три таких контракта. Законы и бюрократия, которые должны упрощать проведение соглашений в жизнь, вместо этого создают препятствия. Путин обещал исправить ситуацию, но российские законодатели и нефтяные компании, традиционно выступающие против системы СРП, могут оказать сопротивление.
Влиятельный глава нефтяной компании ОАО "ЮКОС" Михаил Ходорковский говорит, что идея СРП, предусматривающая особые налоговые условия, несправедлива. "Нормально ли, когда иностранные компании приходят и говорят: "Предоставьте нам особые налоговые условия, отличающиеся от тех, которыми пользуются наши конкуренты?" Нет, не нормально", - считает он.
Ключевое событие состоится в начале следующего года, когда законодатели будут пересматривать налоговое законодательство, последнюю преграду на пути к созданию режима СРП. Иностранные производители говорят, что в нынешней форме законопроект слишком сложен и поддается различным интерпретациям, но они надеются, что он будет изменен до окончательного принятия. Однако "возможно, что, в конце концов, будет принят такой закон, который будет отпугивать инвесторов", - сказал Тамбозер.
Два морских проекта "Exxon" и "Shell" входят в число проектов в рамках СРП. В ноябре, после восьми лет волокиты "Exxon" и его партнеры заявили, что инвестируют в разработку своих нефтегазовых месторождений 12 млрд. долларов. Летом 1999 г. группа "Sakhalin Energy", возглавляемая "Shell", инвестировала 2 млрд. долларов в начало добычи нефти, а сейчас готовится вложить еще 8,5 млрд. долларов в повышение объемов производства, прокладку трубопроводов, строительство завода для выработки сжиженного газа.
Но даже заключив желанные контракты СРП, консорциумы продолжают сталкиваться с бюрократическими препятствиями. "Sakhalin energy" хотел бы продолжать инвестиции в следующем году, но есть одна проблема: странный закон, запрещающий иностранцам владеть трубопроводами в России.
По словам Стива МакВея, главы "Sakhalin energy", этот закон мешает обеспечивать проект банковским финансированием. "Очевидно, что правительству необходимо изменить ситуацию, но пока они этого не делают", - говорит он.
Еще одна проблема: "Sakhalin energy" и консорциум, возглавляемый "Exxon", хотят разделить расходы на строительство инфраструктуры на острове, но законодательство по СРП осложняет эту задачу. Консорциумы передали в правительство законопроект, который поможет изменить ситуацию, но пока этот вопрос не рассматривается.
Подобные препятствия кажутся непреодолимыми, но сегодня "Shell" убежден, что проект будет претворяться в жизнь. "Это вопрос времени", - считает Вей.
За последние шесть месяцев "Shell" активизировал усилия, направленные на оживление затухших было отношений с "Газпромом", крупнейшей газовой компанией мира. В ноябре 1997 г. "Shell" и "Газпром" с помпой объявили о создании стратегического альянса и пообещали вместе добывать газ, прокладывать трубопроводы, строить электростанции. После российского финансового кризиса 1998 г. им пришлось отказаться от этих планов.
На этот раз компании ставят более скромные задачи. Тамбезер говорит, что партнеры хотят к концу года подписать соглашение о создании совместного предприятия, что проложит дорогу для 1 млрд. долларов инвестиций в разработку газового месторождения объемом 750 млн. тонн.
"Shell" хочет разрабатывать месторождения на условиях СРП, поэтому компании придется ждать, по крайней мере, до 2003 г. Однако энергетический гигант настроен оптимистично. "Идея состоит в том, чтобы от этого совместного предприятия перейти к широкому сотрудничеству", - говорит Тамбезер.