Одиннадцатилетний Бенджамин сначала не хотел рассказывать своим родителям о том, что с ним случилось. Однако ушибы и синяки говорили сами за себя. Его жестоко избили два его одноклассника. За то, что он еврей. Молодые преступники родом из семей, приехавших из Северной Африки, которые, судя по всему, хорошо интегрировались в здешнее общество. Похоже, они осуществили то, о чем говорилось у них дома или в компании друзей. Они не понимают, что они сделали плохого.
Все это произошло не в пригороде, преимущественно населенном иммигрантами из Магриба, а в престижном парижском колледже им. Монтеня, который расположен поблизости от Люксембургского сада.
Чиновники от образования, беспокоящиеся за свою репутацию, хотели - как обычно в подобных случаях - по возможности все скрыть, хотя оба зачинщика в итоге во всем сознались. Ректор перевел жертву в другой класс, однако отказался принимать меры дисциплинарного воздействия и передал дело в органы юстиции. То есть он не воспользовался случаем побеседовать с учениками о новых формах антисемитизма.
Когда в мае 1990 года молодые правые экстремисты осквернили еврейское кладбище в Карпентра, Франция пришла в ужас. Тогда действующий президент Франсуа Миттеран прошелся во главе национальной демонстрации в Париже. Даже пошлые антисемитские намеки Жан-Мари Ле Пена, которые он черпал из "традиционного" антисемитского фонда фашиствующих правых во Франции, стали наталкиваться на единодушный отпор. В связи с распространением расистских и националистических взглядов такие выступления с антисемитским подтекстом стали восприниматься как маргинальные.
Когда же затем в октябре 2000 года неизвестные преступники подожгли синагогу в Траппе, юго-западом предместье Парижа - впервые с момента падения режима Виши, который в 1940-44 годы энергично помогал нацистам преследовать евреев во Франции, - еще хотелось верить, что это досадное исключение. Однако серия "отдельных случаев" не прекратилась до сего дня.
Из года в год статистика по расистским насильственным акциям министерства внутренних дел и Консультативной национальной комиссии по правам человека (CNCDH) становится все более тревожной. В докладе CNCDH за 2002 год говорится о "скачкообразном росте антисемитских акций": по сравнению с прошлым годом их число возросло в шесть раз. Из 313 зарегистрированных нападений на людей и общественные институты, вызванных националистическими причинами, 193 (62%) носили антисемитский характер. До 74% угроз и оскорблений, о которых было заявлено, направлены против евреев.
В пригородах антисемитское оскорбление "грязный жид" ("sale juif") стало таким же привычным, как любое другое бранное слово. Один 15-летний юноша на днях, совершенно не смущаясь, рассказывал по телевидению, как он со своей бандой нападает на евреев в пригородных поездах.
Постепенно стал нарастать страх: теперь школьникам советуют вместо кипы надевать на голову бейсболку, школьницам рекомендуется прятать под одежду звезду Давида. Потому как эти символы многократно становились во Франции причиной для жестоких издевательств над их обладателями. Преступники же - это почти исключительно так называемые молодые "бёры", то есть родившиеся во Франции дети иммигрантов из Северной Африки.
До сих пор средства массовой информации и политики, руководствуясь принципом "недискриминации", по возможности скрывали сведения об этническом происхождении и религиозной принадлежности этих преступников. Тем самым они невольно закрывали глаза на возможные пагубные последствия. Многие долго просто не хотели верить, что люди арабского и африканского происхождения, сами - жертвы расизма, явились виновниками новой волны антисемитизма.
В предместье Сарсель, где в течение долгих лет рядом друг с другом безо всяких проблем жили магрибские евреи и их мусульманские "кузены", сегодня идет "холодная война", иногда перерастающая в "горячую". При этом евреи является заклятыми врагами "бёров", которые проецируют враждебность, привнесенную непосредственно с Ближнего Востока, на французское общество.
Однако их "интифада" - это преимущественно атаки на беззащитных еврейских соседей и лавочников, продолжающиеся до тех пор, пока те не уедут. Их ненависть к правительству Шарона направляется против французов, которые, правда, часто проявляют солидарность с государством Израиль, но никоим образом не отвечают за его действия. Демографический аспект делает из этой псевдовойны реальную угрозу для общества: во Франции проживает около 3,5 млн мусульман и почти 700 тысяч евреев.
Ближневосточный конфликт воздвиг "невидимую стену", пишет Nouvel Observateur. Редко появляются личности вроде Лейлы Шахид, представительницы Палестины во Франции, которая отправляется в пригороды, чтобы по душам поговорить с подростками, сочувствующими интифаде, о том, что они не имеют права из солидарности с палестинцами посягать на жизни своих еврейских сограждан.
Французскому исламу не хватает духовных лидеров, которые могут и захотят стать миротворцами. Считающийся обычно прогрессивным муфтий из Марселя Сохейб Беншейх осуждает антисемитские выходки, требуя одновременно разоблачения еврейских экстремистов во Франции. Он знает, что его толерантность отдалит от него радикальных братьев по вере.
15 ноября сгорела еврейская школа в Ганьи к северу от Парижа. На этот раз президент Ширак отреагировал немедленно. Он встретился с первыми лицами еврейской общины во Франции и заявил: "Тот, кто выступает против евреев, посягает на всю Францию. Евреи во Франции веками чувствовали себя как дома. Антисемитизм находится в полном противоречии со всеми основополагающими французскими ценностями. Я призываю всех к бдительности, чтобы оказать им сопротивление".
Правительство по указанию Ширака создало межведомственную комиссию по борьбе с расизмом и антисемитизмом, которая должна подготовить просветительную брошюру для школьников и, кроме того, осуществлять мониторинг средств массовой информации.
Несколько дней назад комик Дьедоне, выступая по государственному телеканалу France-3, застал врасплох и озадачил ведущего гитлеровским приветственным жестом и выкриком: "Хайль Израиль!" Кому это показалось смешным?