Интервью с американским адвокатом Саддама Хусейна Кертисом Дебблером
Кертис Дебблер, американский адвокат Саддама, входит в число почти 20 юристов, которые защищают раиса. Два дня назад он был в Иордании, где встречался с коллегами и родственниками бывшего иракского правителя. "Временное правительство обещало встречу с подзащитным, но за 12 часов до назначенного времени Соединенные Штаты ее отменили". Позже встреча все же состоялась, и вчера этот факт был подтвержден.
- Это правда, что Саддам содержится в Camp Cropper, рядом с багдадским аэропортом?
- Я не могу комментировать.
- Что говорят ваши коллеги по поводу того, как он выглядит?
- Он в хорошем состоянии. Но тот, кто его видел, адвокат, а не доктор.
- Саддам на самом деле объявлял голодовку?
- Некоторые источники действительно сообщали, что заключенным по каким-то причинам отказывали в еде. Мы просили Красный Крест провести расследование.
- По американским законам, любой обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока суд не вынесет приговор, но обвинения против Саддама Хусейна неопровержимы и задокументированны. Почему вы согласились его защищать?
- В правовом государстве любой обвиняемый имеет право на справедливый суд и на защиту. Никто же вас не спрашивает, почему вы берете у меня интервью: ваш профессиональный долг - говорить со всеми сторонами. Мой долг адвоката - защищать любого, кто нуждается в юридической помощи.
- От кого вы получили это поручение?
- От жены и дочерей президента. Нам не разрешали с ним встречаться больше года. Он, естественно, был проинформирован о существовании коллегии защиты, и вот теперь он сообщил нам об этом лично.
- Какую стратегию защиты вы намерены применить?
- Это конфиденциальный момент, до процесса мы можем его обсуждать лишь с нашим клиентом. Однако я могу вам сказать, что мы считаем незаконными как судебную процедуру, так и суд. Мы требуем перенести процесс за пределы Ирака.
- Почему они, на ваш взгляд, незаконны?
- Оккупация страны Соединенными Штатами не была санкционирована международными законами, и потому у них нет права привлекать к суду действующего президента. И даже если мы сочтем оккупацию законной, суд не является законным. По международным нормам, после войны страна-оккупант должна осуществлять правосудие до создания законного правительства. В Багдаде не проводились выборы и правительство было приведено к власти Вашингтоном, поэтому нельзя признать законность иракских судов. Будущий процесс должна вести оккупирующая держава, как Нюрнберге, но Соединенные Штаты не хотят этим заниматься по двум причинам: первое - негативное политическое влияние на местное население, второе - американцы в этом случае будут вынуждены обеспечивать заключенным все гарантии, предусмотренные американскими законами. До этого дня США нарушали права человека в отношении заключенных, подвергая их унижениям, запрещенным Женевской конвенцией. Первая встреча с нашим клиентом является положительным фактом, но нельзя построить корректную юридическую процедуру и надежную защиту, не имея постоянного доступа к обвиняемому.
- Первые слушания должны начаться на будущей неделе с рассмотрения дела Али Хасана аль-Маджида, "Химического Али". Все вышесказанное относится и к нему?
- Даже в большей степени, поскольку с Саддамом у нас была хотя бы одна встреча.
- По этой причине вы думаете, что процесс станет "политическим шоу"?
- До сегодняшнего дня Соединенные Штаты, страна-оккупант, нарушали как международные законы, так и внутренние. Все, мне кажется, указывает на то, что Вашингтон и временное правительство, которое США привело к власти, намереваются не соблюдать правила, а организовать судебные процессы, направленные на удовлетворение их политических интересов.