Вчера вечером Жак Ширак не мог не попытаться склонить партнеров по Европейскому союзу к принятию своей позиции "да, если" по вопросу о Турции. Главы государств и правительств, собравшиеся в четверг вечером в Брюсселе, готовились подтвердить свое решение начать с Турцией переговоры о вступлении в ЕС. Речь шла об октябре 2005 года, чтобы этот вопрос не помешал проведению во Франции референдума по Европейской конституции. Тем не менее во время обеда президенту республики, поддержанному девятью странами (Нидерландами, Словакией, Мальтой, Латвией, Грецией, Эстонией, Словенией, Португалией и Австрией), пришлось специально подчеркнуть, что переговоры не обязательно закончатся вступлением Турции в ЕС.
На это предупреждение сильно обиделся турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, который в интервью газете Milliyet заявил, что он готов не спать всю ночь, изучая "слово за словом" текст итоговой декларации саммита: "Понятно, что переговоры по формулировке будут продолжатся до самого последнего момента. Мы не будем спать до утра пятницы. Возможно, нам придется работать над каждым словом". Он заявил даже, что готов к "войне нервов" ради защиты интересов своей страны.
По словам Олли Рена, комиссара ЕС по вопросам расширения, простое упоминание о том, что речь идет об "открытом процессе, исход которого не может быть гарантирован заранее" (эта формула была использована в решении Европейской комиссии от 6 октября и нашла отражение в проекте итоговой резолюции саммита), - это максимум, на что может согласиться Анкара. Однако Франция и девять ее союзников хотят заранее предусмотреть возможность провала - либо на стадии переговоров, либо в ходе ратификации странами ЕС договора о присоединении, - и в этом случае обещать сохранить "тесное партнерство" между Турцией и ЕС. Так они рассчитывают заставить скептически настроенную общественность проглотить турецкую пилюлю.
В своем интервью газете Milliyet Эрдоган с иронией прокомментировал эти оговорки. "Полное присоединение не происходит автоматически. Переговоры могут быть прерваны в любой момент. Они могут это сделать, и мы можем это сделать. Можно даже приостанавливать членство стран, уже входящих в ЕС. И зачем так нужно это декларировать?"
Турецкий премьер может рассчитывать на поддержку большинства стран-членов, начиная с Великобритании, Германии и Италии, которые также отвергают всякий "третий путь".
Кипр. Австрийский канцлер Вольфганг Шюссель, один из главных "туркоскептиков", хочет поставить перед Анкарой дополнительные препятствия. В частности, вчера в Брюсселе он вновь заявил, что "абсорбционные возможности Союза должны быть приняты в расчет, но единство в рядах Союза тоже должно быть гарантировано". Это камень в огород страны с 70-миллионным населением, в которой доход на душу населения не дотягивает до одной трети этого показателя в странах ЕС до расширения.
Если Ширак и Шюссель озабочены своими "домашними" проблемами, то президент Кипра Тасос Пападопулос защищает куда более понятное дело - признание его страны, север которой с 1974 года оккупирован турецкой армией. Не рассчитывая на немедленное признание, он хочет, чтобы Турция признала Кипр де-факто, установив с ним торговые связи.
Похоже, Эрдоган сегодня готов пойти на компромисс - согласиться на расширение Таможенного союза, которое свяжет Анкару с ЕС в его расширенном составе, а значит, и с Кипром. Но он готов к этому при условии, что страны Евросоюза не будут ставить новых препятствий на пути вступления в него Турции. "Если вы хотите стать членом семьи, вы должны признавать всех членов семьи", - предупредил его глава европейской дипломатии Хавьер Солана.