За аукционом по продаже лакомого куска ЮКОСа стоят немецкие фирмы
Пресс-конференция была созвана поспешно, однако Тим Осборн, одна из ключевых фигур в российском энергетическом концерне ЮКОС, обдуманно выбрал место для своего выступления: именно Берлин, именно здание Федеральной пресс-конференции, которое находится в непосредственной близости от ведомства федерального канцлера.
Коммерческий директор "Менатепа", основного акционера ЮКОСа, спокойно и хладнокровно объяснил, что Герхард Шредер не хочет замечать нарушений закона в России. Что глава германского правительства просто отводит в сторону глаза, когда его друг Владимир Путин разрушает одно из крупнейших предприятий страны. И что участие в этом разгроме принимают немецкие предприятия.
За запланированным на воскресенье аукционом, где с молотка в принудительном порядке должна быть продана одна из важнейших дочерних фирм ЮКОСа, стоят немецкие банкиры. Консультантами энергетического гиганта "Газпром", который нацелился на это предприятие, являются, по словам Осборна, Deutsche Bank и Dresdner Bank. Кроме того, в этом деле участвуют коллегии адвокатов из Франкфурта. Ко всему прочему важнейшим акционером "Газпрома" является Eon, энергетический концерн из Дюссельдорфа.
Для канцлера краткосрочные экономические интересы, очевидно, стоят выше, чем уважение к закону, пристыдил его Осборн. Он угрожал банкам исками о возмещении ущерба в случае, если они не сойдут со сцены.
И действительно, Герхард Шредер в случае ЮКОСа проявляет к действиям Путина большое сочувствие. Он может понять, что правительство хочет получить свои налоги, пояснял он летом, когда разгорелся финансовый спор между ЮКОСом и российскими налоговиками. Даже когда несколько позже лидер партии "зеленых" Райнхард Бютикофер заявил, что действия российского правительства - это "насмешка над всеми принципами правового государства" и тогда же вместе с главой СвДП Вольфгангом Герхардтом подписал критическое письмо, адресованное Путину ста политиками, Шредер встал на защиту своего друга.
Для канцлера, и в этом нет никаких сомнений, при его российских контактах речь, в частности, идет о надежности обеспечения Германии энергоносителями. Уже сейчас Германия покрывает более трети своей потребности в нефти и газе за счет поставок из Москвы. И в интересах страны эту долю увеличить, говорят стратеги Шредера. Недавно они зондировали почву в энергетических концернах Германии, не хотят ли они непосредственно участвовать в дележе наследства ЮКОСа. Однако те, поблагодарив, от данного предложения оказались, сославшись на неопределенный правовой статус сделки - но также опасаясь возможных исков о возмещении ущерба.