Вчера вечером судья американского суда по банкротству вынесла решение о временной приостановке операций с активами компании ЮКОС, которая уже давно вовлечена в налоговую битву с российским правительством. Из решения вытекает, что аукцион по продаже главного производственного подразделения ЮКОСа, компании "Юганскнефтегаз", должен быть отложен.
Решение, срок действия которого истекает через 10 рабочих дней, запрещает компании "Газпром" и ее банкам-кредиторам участвовать в аукционе по продаже "Юганскнефтегаза". "Газпром", хозяином 40% акций которого является российское правительство, - самый вероятный победитель аукциона, проведение которого намечено на воскресенье. В числе банков, готовых выделить "Газпрому" деньги на покупку "Юганскнефтегаза", Deutsche Bank AG и J.P. Morgan Chase & Co. Оба банка отказались вчера вечером давать свои комментарии.
ЮКОС, огромная компания, которая добывает 2% нефти в мире, во вторник подала в суд по банкротству в Хьюстоне заявление с тем, чтобы защитить кредиторов компании в рамках американского закона о банкротстве. Главным предметом спора при рассмотрении заявления был вопрос, подлежит ли юрисдикции суда в Хьюстоне это дело. Вчера на судебном заседании юристы "Газпрома" пытались показать, что ЮКОС не подпадает под юрисдикцию суда в Хьюстоне, но судья Летиция Кларк не согласилась с этим и приняла дело к рассмотрению в суде по банкротству. В этом решении судьи сыграл свою роль тот факт, что американские инвесторы владеют 15% акций компании ЮКОС.
"Люди, которые ведут бизнес в международных масштабах, в России, в США или любой другой стране, должны иметь уверенность в том, что, когда они делают инвестиции в зарубежные компании, им не придется опасаться их конфискации в результате аукциона, организованного правительством или агентствами другой страны", - заявила судья Кларк.
В своем заявлении компания ЮКОС выразила надежду, что решение суда заставит иностранные банки и другие стороны пересмотреть свои планы по участию в аукционе. ЮКОС намерен использовать все законные способы защитить интересы акционеров и сотрудников компании в судах США и других международных судах.
В случае, если Кремль проигнорирует решение американского суда и проведет аукцион, то в отношении российских официальных лиц или покупателей компании "Юганскнефтегаз" могут быть применены санкции за неуважительное отношение к суду. Но эти санкции можно будет применить, только если покупатели ЮКОСа или чиновники российского правительства приедут в США, считают юристы.
Кроме того, если "Газпром" или его банки не выполнят решение суда, это подорвет их репутацию на Западе, где "Газпром" имеет большие амбиции. Так, "Газпром" объявлял о своих планах значительно увеличить поставки газа в Великобританию, а также уже ведет переговоры с компаниями Royal Dutch/Shell Group и Chevron Texaco Corp об организации совместных проектов.
Финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор заявил вчера на заседании суда, что он не стал возвращаться из США в Россию и перевел свой офис из Москвы в Хьюстон после того, как две недели назад ему сообщили, что в случае возвращения в Россию ему предъявят уголовные обвинения и, может быть, арестуют. Мизамор говорит, что даже сейчас он опасается, что Россия может потребовать от США его экстрадиции.
Юристы ЮКОСа заявили в суде, что стартовая цена продажи "Юганскнефтегаза" в 8,65 млрд долларов, которую установили российские власти, составляет менее половины реальной стоимости этого предприятия. Согласно оценке, которую дал Dresdner Kleinwort Wasserstein, стоимость "Юганскнефтегаза" колеблется в пределах от 18 млрд до 25 млрд долларов.
По мнению судьи Кларк, события в России, предшествующие объявлению аукциона, "противоречат правильному применению российских законов на территории России". Судья считает, что продажа активов ЮКОСа нанесет этой компании "непоправимый вред".
Заявление в суд Хьюстона по банкротству, скорее всего, станет лишь одной из целого ряда попыток акционеров ЮКОСа бросить вызов российскому правительству. Заявление в суд другой страны вряд ли может дать обратный ход делу ЮКОСа, так как российское правительство защищено иммунитетом суверенитета страны, но судебные иски за рубежом могут потрепать нервы Кремлю и нанести удар по покупателям активов ЮКОСа и иностранным банкам, которые участвуют в операциях по приобретению этих активов.
Подобный прецедент уже существует. В начале 1990-х годов швейцарская фирма Noga провела громкую кампанию, в основном в европейских судах, после того как Москва отказалась платить компании Noga долг в 110 млн долларов. Фирма добилась того, что были арестованы некоторые российские счета и имущество, включая суда и самолеты.
ЮКОС намерен добиваться в судах полного запрета на распродажу активов компании. Ранее основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский, который находится в тюрьме, заявил, что его "ужаснуло" решение компании инициировать процедуру банкротства. Ходорковский сказал, что он может понять причины, по которым менеджеры ЮКОСа хотят добиться банкротства компании, но банкротство "не поможет акционерам" ЮКОСа.