Британцы сдают полномочия, шиитские милиционные формирования все чаще применяют закон террора. Глава служб безопасности сообщает: в провинции активно действуют 28 вооруженных групп. За шесть месяцев - 48 трупов, многие "преступления во имя чести" остались безнаказанными. Министр иностранных дел Дэвид Милибэнд признает: "Мы покидаем город, который вряд ли можно назвать мирным"
Нур, конечно же, не до веселья. На ее теле еще видны шрамы от двух 9-миллиметровых пуль. В прямом телеэфире - колонна автомобилей с иракским гербом и усатые солдаты, проходящие маршем по Басре, ее городу, столице шиитского юга, который англичане формально "передают" местным властям. На одной из этих улиц летом 2005 года боевики группы без названия (вероятно, "Армия Махди") выбросили из автомобиля ее, Нур, 30-летнюю переводчицу американского независимого журналиста, который занимался расследованием коррупции в полиции. Ее наказали за "коллаборационизм". Потому что она общалась с иностранцем. В нее выпустили две 9-миллиметровые пули и подумали, что она умерла, после того как похитили и убили его, журналиста.
Ситуация в Басре не улучшилась. Согласно опросу BВС, лишь 2% из 2 млн жителей города верят в то, что англичане улучшили жизнь в Венеции Персидского залива, единственном иракском городе на морском берегу, где с 2003 года погибли свыше ста солдат Ее Величества. 70% населения города уверены в том, что после ухода иностранцев ситуация стабилизируется. Нур в это не верит. Почему? Англичане уже покинули город. Много месяцев назад. Возможно, несколько лет назад. Они перестали его патрулировать, они окопались на базе в аэропорту. Они оставили власть, которую подхватили шиитские милиционные формирования. Результат? "Новый террор на улицах Басры" - гласит заголовок британской Sunday Times. Мэри Колвин провела в Басре несколько дней, передвигаясь по городу в длинной одежде, какую носят иракские женщины. Ее статья начинается с 48 трупов, 48 женщин, убитых за последние шесть месяцев. В чем их вина? Они ходили с непокрытой головой, показывались в общественных местах с молодыми людьми, работали, как Нур, с иностранцами. Нерасследованные преступления. Преступления во имя защиты чести происходят повсюду в Ираке. Даже в мирном Курдистане (255 жертв, согласно данным ООН за первое полугодие 2007 года).
Басра удерживает рекорд по количеству полувоенных формирований. Все они шиитские, от "Армии Махди" Муктады ас-Садра до банд "Партии чести (Fadila)", "Бригад Бадра", вооруженного крыла Высшего иракского исламского совета. "Они вооружены лучше нас", - рассказывает новый глава полиции Джалиль Халаф во время встречи с Колвин. В своем последнем отчете он упоминает о 28 группировках. 28 различных милиционных формирований - и семь покушений на его жизнь. "Я еще не рекордсмен по Гиннессу?"- пошутил он, подарив журналистке Коран и направив ее в дом, где она проживала, в сопровождении четырех полицейских автомобилей.
Лучший отель в городе, Qusr Al-Sultan, не стал надежным убежищем даже для финансового инспектора, направленного премьером аль-Малики в Басру для составления доклада о портах и границах. Его похитили прямо из номера. Люди высадились из восьми пикапов. Ийяд Ахмед занимался расследованием похищения среди бела дня 653 автомобилей из открытой международной зоны, сотрудники которой связаны с "Бригадами Бадра". Он выяснил, что 90 авто использовались при совершении убийств, 35 - для самоубийственных терактов. Его сильно избили. Ахмеда освободили лишь благодаря вмешательству командующего армией. Помогли решительные действия? Нет, обещание сделать "подарок" деньгами.
Так вот, именно этот город в прямом телеэфире салютовал "формальной" сдаче полномочий англичанами. На базе, на территории аэропорта, где окопались оставшиеся 4500 солдат Ее Величества (весной их будет в два раза меньше), министр иностранных дел, прилетевший из Лондона, сказал: "Нашей целью был Ирак, которым бы управляли иракцы во благо иракцев". Дэвид Милибэнд также сказал, что в Басре "не текут молочные реки с кисельными берегами". В этом месте моя подруга Нур ему поаплодировала, с усмешкой.