То был год, когда Владимир Путин обнажил свой торс на глазах всего мира. Фотографии российского президента на рыбалке в Сибири, раздетого выше пояса и напрягшего бицепсы, распространялись Кремлем. Идея была ясна - у суровой страны и лидер суровый.
В 2006 году вновь окрепшая Россия самоутверждалась преимущественно благодаря рынкам энергоносителей, повышая цены за свою нефть и газ и грозясь перекрыть поставки тем, кто отказывался платить. В нынешнем году Москва поигрывает мускулами на куда более широком фронте, бросая вызов США и Евросоюзу по различным вопросам - от противоракетной обороны и Косово до деятельности наблюдателей на выборах.
Этот подход навлек на себя растущую критику в ЕС и США. Но внутри России доза внешнеполитического национализма была воспринята очень позитивно: она повысила популярность Путина и способствовала триумфу его партии на недавних парламентских выборах. Теперь российский лидер имеет хорошие возможности для управления президентскими выборами в будущем году: он выдвинул Дмитрия Медведева в качестве своего преемника и побудил Медведева назвать Путина своим будущим премьер-министром.
Тон происходящего Путин задал в начале текущего года - своим наделавшим много шуму выступлением в Мюнхене, в котором он обрушился на США, заявив: "Отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере - и навязывается другим государствам (...) Войн, локальных и региональных конфликтов меньше не стало (...) И людей в этих конфликтах гибнет не меньше, а даже больше, чем раньше (...) Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы...". Учитывая условия, сложившиеся в Ираке, его утверждения не были абсолютно беспочвенными.
Но его тон напомнил многим наблюдателям о риторике холодной войны. Российский президент намеренно провоцировал и отталкивал от себя западных коллег.
Его слова сопровождались делами, особенно в сфере военной безопасности. Кремль разгневан планами Вашингтона по размещению баз противоракетной обороны в Польше и Чехии.
Российские официальные лица отвергают аргументы американской стороны, утверждающей, что ракеты - элемент глобального щита, призванного защитить от "государств-изгоев", не будут направлены и не могут быть направлены против России или российских ракет. С точки зрения Кремля, США лукавят, так как любая ракетная база в будущем может легко быть расширена.
Российские официальные лица также воспринимают эти планы как политическую провокацию - экспансию западных держав в прежнюю сферу влияния Москвы.
Официальные лица утверждают, что поскольку Россия ранее не смогла воспротивиться Западу по вопросу об экспансии НАТО и поднять больше реальных вопросов о расширении ЕС, то теперь ей не следует еще более сдавать свои позиции.
При прежнем президенте Борисе Ельцине, который скончался в этом году, обнищавшая Россия, у которой "украли" ее уверенность в себе, часто ворчала на Запад, но была слишком слаба, чтобы принимать ответные меры. При Путине она реагирует, выступая против ряда стержневых договоренностей в области безопасности между Востоком и Западом, заключенных в период холодной войны. В декабре Россия выходит из Договора об обычных вооруженных силах в Европе - соглашения, ограничивающего размещение войск в Европе, - на том основании, что он так и не был ратифицирован западными странами.
Москва также оспаривает договор о РМСД (ракетах малой и средней дальности) от 1987 года, который ограничивает размещение ракет средней дальности (договор предусматривал уничтожение баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км как с ядерным, так и с неядерным оснащением. - Прим. ред.), ссылаясь на то, что такое оружие теперь имеется не только у США и России.
Эти споры находятся на ранней стадии, но они могут осложнить обсуждение еще более значимого соглашения - договора СНВ, ограничивающего вооружения большой дальности, истекающего в будущем году.
Российские официальные лица утверждают, что в их действиях нет ничего безосновательного, добавляя, что именно Вашингтон первым денонсировал один из договоров в сфере контроля над вооружениями, когда в 2001 году вышел из заключенного в 1972 году Договора об ограничении систем противоракетной обороны, чтобы разрабатывать свой противоракетный щит.
Российские аналитики также отмечают, что на практическом уровне военная мощь Москвы составляет лишь мизерную долю американской. Даже после недавнего увеличения ассигнований оборонный бюджет России составляет около 5% от американского, и ей с трудом удастся финансировать хотя бы обновление устаревающих арсеналов советских времен, не говоря уж об их значительном наращивании.
Спор о ракетах развивался одновременно с другими спорами между Востоком и Западом, в особенности из-за Косово, где дипломатический конфликт приближается к апогею. Москва приняла сторону своего традиционного союзника - Сербии - и поддержала Белград в его отказе рассматривать вопрос о независимости Косово.
Когда этим летом группа стран под руководством США попыталась добиться, чтобы ООН одобрила план предоставления независимости Косово, Россия заблокировала эти усилия и пообещала не снимать своего вето. Вероятно, результатом станет одностороннее провозглашение независимости Косово, которое поддерживают США, и большая часть государств-членов Евросоюза, хотя и не все.
Россия в ответ поощряет сепаратистов на грузинских территориях - в Абхазии и Южной Осетии, а также в Молдавии. Но пока неясно, насколько далеко намеревается зайти Москва.
Россия также погрязла в ссорах с соседями, особенно с Эстонией, где неуклюже проведенный демонтаж памятника павшим воинам, установленного в советские времена, повлек за собой демонстрации местных этнических россиян, волну протестов со стороны Москвы и хакерские атаки на сайты эстонского правительства. Грузия обвинила Россию во вмешательстве во внутренние дела, в том числе в предполагаемом пуске ракеты по официальному форпосту. На Украине помощники Виктора Ющенко, прозападного президента страны, жалуются, что Россия оказывает политическую поддержку сепаратистским партиям.
Тем временем кремлевские официальные лица беспощадно преследуют свою главную внутриполитическую цель, стремясь остаться у власти после марта будущего года - то есть после президентских выборов. Россия отмела международную критику парламентских выборов и того факта, что она не предоставила ранний доступ в страну наблюдателям ОБСЕ. На прошлой неделе Путин указал на Медведева - председателя совета директоров "Газпрома" и первого вице-премьера - как на своего лично отобранного преемника. Медведев, относительно прозападный либерал, обязанный Путину практически всей карьерой, положительно оценивается инвесторами. Но тот факт, что Путин поддержал этого молчаливого юриста, также воспринимается как знак, что Путин твердо намерен не выпускать рычагов власти из рук после сложения с себя полномочий.
Медведев более или менее подтвердил это, заявив, что ради обеспечения политической и экономической стабильности назначит Путина премьер-министром, если сам победит на президентских выборах (что, по-видимому, дело верное).
Что касается других областей региона, то на украинских парламентских выборах электорат энергично поддержал Юлию Тимошенко - экс-премьера и политическую фигуру, склонную сеять смуту. Но формирование правительства откладывается из-за затянувшейся междоусобицы между Тимошенко, Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем. В Грузии президент Михаил Саакашвили в ответ на демонстрации и призывы к его уходу в отставку объявил чрезвычайное положение и назначил на 5 января досрочные президентские выборы.
Отклонимся в сторону Запада. Польские избиратели неожиданно положили конец двухлетнему руководству своего задиристого премьер-министра Ярослава Качиньского, который возглавляет консервативную партию "Закон и справедливость". Страна отвергла его тактику, направленную на раскол, и неуклюжие методы решения внешнеполитических вопросов, предпочтя примирительную политику, которую предложил Дональд Туск - лидер либеральной партии "Гражданская платформа" и ныне премьер-министр.
В Юго-Восточной Европе Румыния и Болгария в январе ликовали, вступив в ЕС, но с тех пор подвергаются активной критике Брюсселя по поводу недостатков в административной системе страны и в судебной системе, а также неудач в области борьбы с коррупцией.
Но их сложности бледнеют в сравнении с проблемами, с которыми сталкивается большая часть бывшей Югославии, где есть основания вновь опасаться насилия в Косово и Боснии. ЕС пытается разрядить напряженность, вовлекая правительства в переговоры о договоренностях, касающихся ассоциации, которые призваны положить начало будущему вступлению в Евросоюз.
Почти везде в регионе одним из приоритетных пунктов повестки дня остается энергетическая сфера. В ситуации, когда цена барреля нефти приближается к 100 долларам, страны, импортирующие энергоносители, озабочены обеспечением надежности поставок - а также сокращением своей зависимости от России, крупнейшего поставщика нефти и газа.
В этом году наблюдается усиление соперничества за углеводородные ресурсы и мер, предпринимаемых правительствами для ужесточения контроля. В России государственная энергетическая группа "Газпром" начала год с того, что отобрала контрольный пакет крупного газового проекта "Сахалин-2" у англо-голландской компании Shell и ее японских партнеров, заплатив за пакет в 50% плюс одна акция 7,5 млрд долларов. В Казахстане руководство страны сейчас ведет с итальянской компанией Eni переговоры о будущем громадного Кашаганского нефтяного месторождения.
Тем временем китайские инвесторы соперничают за доступ к ресурсам Центральной Азии с российскими и западными компаниями. Неожиданная смерть туркменского лидера Сапармурата Ниязова повлекла за собой бурный интерес к его стране: иностранные компании стремятся осуществлять там инвестиционные проекты.
Тем временем страны ЕС, потребляющие энергоносители, предпринимают усилия по сокращению своей зависимости от топлива, поставляемого Россией, - они развивают альтернативные пути транзита, в том числе газопровод Nabucco, который соединит Прикаспийский регион с Центральной Европой через Турцию. Но "Газпром" в ответ строит собственные планы, и наиболее яркие из них - "Южный поток", газопровод, который будет проложен из России по дну Черного моря через Балканы в Центральную Европу, и "Северный поток" (Nord Stream), вызывающий много споров газопровод по дну Балтийского моря.
Для всех этих проектов загвоздка будет в финансировании. По всему региону экономика в последние несколько лет растет беспрецедентными темпами, стимулируя рост уровня жизни в большинстве стран; правда, десятки миллионов жителей все еще еле сводят концы с концами. В своем недавнем ежегодном экономическом обзоре Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предсказал, что средний рост ВВП в регионе за 2007 год составит 7% - то есть достигнет рекордной на данный момент отметки. Как прогнозируется в том же отчете, в будущем году рост этого показателя замедлится примерно до 6%.
Официальные лица отслеживают последствия глобальных финансовых потрясений и замедления темпов роста в США, но пока не видят значимого широкого воздействия этих явлений. Правда, не все взирают на происходящее столь спокойно: например, Международный валютный фонд предостерегает о рисках, угрожающих странам, где велик дефицит баланса текущих операций - например, Румынии, Болгарии и странам Балтии.
Иностранные инвестиции достигли рекордного уровня: на 2007 год ЕБРР предсказывает приток объемом в 76 млрд долларов. Львиная доля этих капиталовложений направляется в Центральную и Юго-Восточную Европу, тогда как республики бывшего СССР привлекают намного меньше инвестиций. Хотя инвесторы все охотнее смиряются с рисками, связанными с массированным вложением денег в Россию и другие государства постсоветского пространства, они все еще чувствуют себя более комфортно в нынешних государствах-членах ЕС и тех, которые имеют перспективы для вступления в эту организацию.
Однако региону придется пройти большой путь, прежде чем уровень жизни там будет сравним с тем же показателем в Западной Европе. Лишь в прошлом году средний доход наконец-то превысил уровень 1989 года. А некоторым странам все еще предстоит преодолеть эту статистическую веху. Среди них Россия (которая, вероятно, сделает это в нынешнем году), Украина и Грузия.
Внутри стран существуют резкие различия между богатыми городами - например, Прагой, Киевом и Москвой - и обнищавшими провинциями.
Сходные разрывы существуют между регионами, которые богаты природными ресурсами, (например, Западной Сибирью) и такими бедными, как неспокойный Северный Кавказ.