Что третий президент России готовит для Запада?
Похоже, третьим президентом России станет неприметный мужчина небольшого роста, любитель творчества группы Black Sabbath. Нынешний президент, Владимир Путин, на прошлой неделе заявил, что поддержит кандидатуру Дмитрия Медведева на президентских выборах в марте 2008 года. Разговоры о том, что Путин пойдет на изменение конституции, лишь бы остаться на третий срок, прекратились, но мало кто сомневается, что он - не мытьем, так катаньем - останется у власти.
Медведева, председателя совета директоров государственного энергетического гиганта "Газпром" и первого вице-премьер в правительстве Путина, давно причисляли к возможным наследникам. Его помазание сразу же назвали победой кремлевских "либералов" над "радикалами", хотя председательство в "Газпроме" слабо вяжется с противодействием монополиям и государственному капитализму. Впрочем, в России все относительно. Как написал один оппозиционный журналист, "глядя на остальных кандидатов, думаешь: "Слава богу! Все могло бы быть гораздо хуже".
Теперь нам известно имя наследника, который при поддержке Путина и всего государственного аппарата, вне всяких сомнений, выиграет президентские выборы. Но без ответа остается множество других вопросов. Какую роль будет играть Путин? Насколько независимую политику будет проводить Медведев? Станет ли внешняя политика более мирной? Не нанесут ли "радикалы" ответный удар?
"Я не знаю, почему все говорят, что внешняя политика при Медведеве станет более либеральной, - сказал Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". - Ведь нам ничего не известно о его взглядах на внешнюю политику". Так и есть, но, поскольку рычание на Запад стало в России хорошим тоном, даже молчание воспринимается как хороший знак.
И двух недель не проходит без поигрывания мускулами в духе холодной войны: корабли ВМФ России входят в акваторию Средиземного моря, а противников Путина обвиняют в подконтрольности зарубежным силам. На прошлой неделе Кремль принял решение о закрытии отделений Британского совета - в качестве возмездия за то, что Великобритания никак не успокоится по поводу дела Литвиненко. В подобной атмосфере имеет смысл придерживаться более взвешенного подхода: вряд ли президент Медведев повернется к Западу с распростертыми объятиями, но есть шанс на смягчение российских демаршей, отдающих провокацией.
Как бы там ни было, "фактор Путина" будет и дальше играть роль. Получив президентское благословение, Медведев в первом же выступлении начал славословить шефа и заявил, что если он станет президентом, то хотел бы видеть Владимира Владимировича своим премьер-министром. Такое высказывание не могло быть сделано без ведома Путина, да и сама идея, на самом деле, может принадлежать ему самому.
Согласно оптимистическому сценарию кремленологов, Путин чувствует, что пришло время передать эстафету более молодому и либеральному лидеру. Он понимает, что Медведев недостаточно силен для того, чтобы контролировать ожесточенные междоусобные схватки в Кремле, и потому решил сохранить за собой влиятельный пост, чтобы защитить Медведева. Став премьером, Путин начнет постепенно передавать все больше власти парламенту. Медведев же будет постепенно ослаблять государственный контроль над ключевыми отраслями и, продолжая отстаивать интересы России за рубежом, сможет избежать ненужной конфронтации.
В соответствии с пессимистическим сценарием, Путин избрал своим преемником человека, который был его подчиненным почти 20 лет, лишь потому, что может рассчитывать на его лояльность. Возможно, Медведеву даже придется пожертвовать самым дорогим и через год или два уйти в отставку, чтобы его шеф мог вернуться на пост президента. Экономика России будет и дальше развиваться на волне нефтяного бума, а Кремль будет проводить в отношении Запада прежний жесткий курс.
Но Путину нравится путать кремленологов, так что через пару недель может выясниться, что он передумал и преемником будет вовсе не Медведев.