Одних россиян кризис разоряет, а других обогащает, пишет The Financial Times.
В качестве примера корреспондент Чарльз Кловер описывает концерт в Большом Зале Московской Консерватории, состоявшийся 29 ноября на деньги и по инициативе московского юриста Максима Викторова. Как утверждает издание, Викторов, не скрывающий своей дружбы с президентом Медведевым, израсходовал на мероприятие более 1 млн долларов. Организатор принял участие в концерте вместе с знаменитыми скрипачами Пинхасом Цукерманом и Джессикой Линненбах, причем играл на собственной скрипке работы Гварнери. "К счастью для многих знаменитостей и магнатов, пришедших на концерт, – в большинстве своем они сильно обеднели за три месяца кризиса – вход был бесплатный", – отмечает издание.
Фирма самого Викторова процветает: кредиторы и должники по всей России судятся друг с другом, пытаясь хоть что-то спасти, сообщает газета. От кризиса выигрывают те, кто имеет хорошие связи, не обременен крупными долгами и занимается чем-то, по-прежнему востребованным на рынке, поясняет автор. Таковы Александр Лебедев, подчеркивающий, что работает в реальном секторе экономики, и Михаил Прохоров, продавший свой пакет "Норильского никеля" до обвала фондового рынка.
"Налицо не столько кризис, сколько перераспределение могущества и влияния – весьма частое явление для российской истории", – заключает газета, упоминая о гражданской войне, сталинском терроре и гиперинфляции 1990-х годов. "В России перераспределение собственности не прекращалось никогда", – отметила в интервью аналитик московского Carnegie Center Маша Липман. Она утверждает, что сейчас оно происходит в пользу новой элитарной группы избранных, пришедшей при Путине.
Один из богатейших россиян Петр Авен в интервью газете прогнозирует временную национализацию акций компаний взамен на государственные кредиты, за которой, по-видимому, последует реприватизация. Вице-премьер Игорь Шувалов, со своей стороны, подчеркивает, что государство не заинтересовано в национализации компаний: его цель лишь в том, чтобы заемщики погасили задолженность. В крайнем случае государство вступит в права собственности акциями, но реализует их, как только ситуация на рынке наладится. Авен иронично называет эту схему приватизацией наоборот.
Как именно кризис перекроит структуру российской правящей элиты, пока неясно, пишет издание. Возможно, Кремль, как и прежде, обойдется с олигархами милостиво. Однако "есть реальные опасения, что некоторые силы в государственном аппарате воспользуются кредитным кризисом, чтобы завладеть новыми активами", – отметил в интервью Крис Уифер, глава отдела стратегического планирования банка "Уралсиб", сославшись на случай ЮКОСа.
"Новой российской элитой вместо олигархов станут высокопоставленные чиновники", – предполагает автор, ссылаясь на то, что в России руководить государственной корпорацией не менее выгодно, чем владеть такой компанией.