Экономические обозреватели мировой прессы сегодня комментируют намерение ОПЕК сократить добычу с целью повлиять на цену нефти, призывы картеля, обращенные к России, пугают какофонией в случае вхождения России в организацию и приводят мнения отраслевых аналитиков о динамике нефтяного рынка.
ОПЕК намерена объявить о самом значительном сокращении добычи за последние десятилетия, пишет корреспондент The New York Times Джар Муавад. Как заявила во вторник Саудовская Аравия, идет борьба на удержание цен от краха в условиях рецессии. Этот крупнейший экспортер и другие заявили, что рассматривают возможность сокращения производства на 2 млн баррелей в сутки, что составляет 2,5% мировой добычи.
Как и в 1998 году картель обратится к странам, не входящим в картель, с просьбой сократить производство на 600 тысяч баррелей в день, сообщает корреспондент. Россия, крупнейший производитель за пределами ОПЕК, направляет в Алжир высокопоставленную делегацию. Такие производители, как Мексика и Норвегия, исключили возможность совместных действий.
Аналитики скептически оценивают способность ОПЕК переломить ситуацию на рынке, говорится в статье, так как значительной проблемой картеля остается исполнение принятых решений.
ОПЕК бросает вызов мировой экономике, полагают авторы статьи в Handelsblatt, посвященной решению ОПЕК сократить объемы нефтедобычи. "Приведет ли это к окончательному обрушению и без того шатающейся экономики?" - задается вопросом издание.
По словам президента ОПЕК Шакиба Хелиля, все члены организации выступают за сокращение квот на добычу. Экономисты, как указывают авторы статьи Дирк Хайльманн и Аксель Шриннер, пришли в ужас от подобных заявлений. По всей видимости, ОПЕК и Россия в рамках скоординированных мероприятий будут снижать количество добываемой нефти на 2 млн баррелей в сутки и более, хотя есть сомнения относительно действенности этих мер, говорится далее.
Вслед за Северной Америкой и Европой темпы роста стали замедляться и в Китае, где до этого наблюдался самый внушительный рост спроса на нефть, информирует издание. По мнению большинства экспертов международных организаций, в 2008 году отмечено самое резкое снижение спроса на черное золото за последние 25 лет и в будущем году эта тенденция сохранится, говорится в статье. Но, как только рынок обретет уверенность в преодолении рецессии, считают аналитики, цена на нефть снова может пойти вверх. Однако это, поясняют авторы, произойдет еще не скоро.
Прогнозам ценообразования на нефтяном рынке посвящена статья корреспондента AP, напечатанная в The Guardian. "Цены на нефть готовы пойти вверх после падения на 100 долларов", - утверждает Дэвид Шеппард, ссылаясь на мнение специалистов. Цены на черное золото, возможно, уже достигли нижнего предела (около отметки в 40 долларов) и теперь, балансируя, будут расти, несмотря на печальную картину в мировой экономике, пишет Шеппард.
Решение о сокращении суммарной добычи странами ОПЕК, которое должно быть принято на этой неделе, а также необходимость привлечения инвестиций в разработку нефтяных месторождений – эти две причины вынудили многих аналитиков дать исключительно положительные оценки перспективам цен на нефть, указывает корреспондент.
Он приводит мнение Уолтера Циммерманна из United Energy: "Мы, возможно, еще увидим, как цены снизятся до 20-32 долларов за баррель, но на самом деле эта финишная прямая станет отправной точкой резкого и неожиданного роста". Взгляды Циммермана основывается на экономической модели Элиота Уэйва, поясняет автор статьи.
Итальянская La Stampa публикует статью Фабио Поццо о призыве ОПЕК к крупнейшим мировым производителям снизить добычу нефти. По мнению аналитиков, если цена на нефть вновь начнет расти, за этим последует рост акций нефтяного сектора, которые потянут за собой и другие сектора рынка, в том числе автомобильный, пишет автор.
Встреча в алжирском городе Орано должна была стать поводом для официального приглашения России, Норвегии и Мексики вступить в организацию стран - экспортеров нефти, сообщает корреспондент. Высоко оценив это предложение, министр энергетики Венесуэлы все же сказал, что первый шаг должна сделать Россия. ОПЕК обращается к русским и другими станам, не входящим в нефтяной картель, с призывом снизить добычу "из солидарности" на 500-600 тыс. баррелей в день. "Речь не идет об установлении цены, - сказал венесуэльский министр. - Речь идет о стабильности. Речь идет о блокировании падения цены, и поэтому мы должны быть готовы к серьезным сокращениям добычи".
О перспективах расширения ОПЕК рассуждает преподаватель Гренобльской школы менеджмента Юг Пуасонье в материале, озаглавленном "Берегитесь какофонии нефтяного картеля". Недавние заявления действующего президента ОПЕК Шакиба Хелиля о желании принять в организацию Россию, Норвегию и Мексику свидетельствуют о том, что в условиях резкого падения цен и неспособности картеля влиять на механизм ценообразования он жаждет поддержать стоимость нефти, пишет он в Le Monde.
Однако в стремлении усилить роль ОПЕК в формировании цен нельзя забывать о рисках, связанных с расширением, предупреждает автор, напоминая, что в истории ОПЕК было множество случаев, когда прийти к соглашению в критические моменты не удавалось, и некоторые страны-члены даже покидали организацию.
Главную опасность для картеля представляет какофония, причиной которой, по мнению специалиста, является тот факт, что падение цен по-разному отразилось на действительных и потенциальных членах ОПЕК в зависимости от стоимости добычи, зависимости экономики от нефти и общей экономической ситуации в стране.
В частности, по мнению автора статьи, велика вероятность обострения внутренней борьбы между Саудовской Аравией и Венесуэлой - последняя вместе с Ираном представляет "жесткое" крыло картеля. В такой ситуации расширение ОПЕК чревато лишь усилением разногласий.
Впрочем, отмечает эксперт, реальный интерес к вступлению в организацию сейчас проявляет только Россия, экономика которой сильно зависит от цен на нефть. Между тем Пуасонье обращает внимание, что Россия, которая теоретически может стать вторым лидером ОПЕК, не чурается использования "нефтяного оружия" в давлении на соседей, а это несовместимо, например, с принципами Саудовской Аравии, имеющей собственное видение перспектив картеля, считает эксперт.